В процессе исторического развития демократических режимов вырабатывался и шлифовался механизм их функционирования. Первой их формой была прямая демократия, наиболее полно воплотившаяся в античной Греции.
Высшим органом власти в Афинском государстве с начала VI столетия до н.э. стали народные собрания, на которых могли присутствовать и выступать все афинские граждане. Большинство государственных должностей в Афинах замещалось по жребию. Только стратеги, командовавшие войском и занимавшие важнейшие государственные посты, и некоторые другие ответственные лица избирались на народном собрании открытым голосованием. На собраниях проверялась работа должностных лиц, принимались решения по вопросам обороны страны и другим важным государственным делам. Политическими правами пользовались только мужчины, достигшие 20 лет и официально включенные в гражданские списки. Во времена расцвета афинской демократии (середина V в. до н. э) их было 30-35 тыс., в остальное время - не более 20 тыс. Но и тогда в силу обстоятельств правом участвовать в работе пользовались далеко не все. На собраниях собирались, главным образом, жители Афин, Пирея и их окрестностей. Крестьянам, особенно из отдаленных частей Аттики, часто (собрания созывались сначала один раз в год, а с V столетия до н.э. - приблизительно три раза в месяц) приходить в Афины было неудобно, а во время сельскохозяйственных работ просто невозможно. Поэтому обычно на собраниях афинского народа присутствовало 2-3 тысячи человек.
Итак, уже в обществе, которое наиболее полно реализовало в истории человечества идею народовластия, реального участия всего народа в решении гражданских вопросов не существовало. В ходе дальнейшего развития общественных структур воля народа стала реализоваться через институт посредников - парламент.
Теории происхождения и сущности государства
Кроме марксистской теории происхождения государства существуют и иные теории, в которых связь государства с процессами классообразования не учитывается, прежде всего, в силу выражения в них определенных идеологических представлений и интересов. Теологическая теория довольно многоаспектна. У древних народов политико-правовая мысль восходи ...
Сущность и виды республик. Республика как форма правления
Государство, как всякая общественная организация, имеет своего главу, который действует от лица государства как в области международной, так и в области внутренней политики. «Порядок замещения главы государства является тем внешним признаком, который отличает монархию от республики. Именно в монархии место главы государства замещается по ...
Спенсер Г.: «Право - основа законодательства»
Значительное внимание государству и праву уделял в своей социологической концепции популярный в Европе и США английский философ Герберт Спенсер. Основная его работа «Система синтетической философии», охватывающая все познанное, - своеобразный гимн домонополистической эпохе. Спенсер рассматривал общество как сложный организм, развивающ ...