В декабре 2007 года состоялись выборы в Государственную Думу РФ пятого созыва. Это были первые выборы, на которых барьер для партий, проходящих в Думу по партийным спискам, повышен с 5 % до 7 %. Кроме того, законодательно убраны нижний порог явки и возможность голосовать против всех, отменена мажоритарная система и голосование по одномандатным округам, членам одной партии запрещено проходить по спискам другой, а партиям запрещено объединяться в выборные блоки. По итогам голосования места в Думе распределились следующим образом: Единая Россия — 315 Коммунистическая партия Российской Федерации — 57 Либерально-демократическая партия России — 40 Справедливая Россия — 38
Таким образом, если выборы в Государственную Думу в 1993 и 1995 гг. позволяли предположить доминирование идеологического и организационного факторов в формировании и укреплении партий в России, то выборы 1999 г. дают основания обратить внимание на иные существенные факторы: наличие популярного лидера, пользование государственного финансового и информационного ресурса, действующая структурная основа в виде региональной власти и ее клиентелы. Само же партийное строительство выявляет следующую схему: целенаправленное создание смыслового образа лидера с заданными качествами, «раскручивание» этого образа с помощью телевидения и административного ресурса региональной власти.
Процесс формирования многопартийной системы в России проходит сложно и противоречиво, сопровождается внезапным появлением и столь же внезапным исчезновением с политической арены большого числа партий, расколами и размежеваниями партийных рядов. Причины этого заключаются как в своеобразии самих российских политических партий, так и в особенности исторической ситуации, в которой партиям приходится действовать.
Прежде всего, следует отметить взрывной характер формирования многопартийности в России. За несколько лет в стране возникло большое количество партий. Однако деятельность многих из них не затрагивает глубинные слои общества. По возможностям и способам влияния на принятие решений большинство ныне существующих российских партий ближе к группам давления, а по основным признакам - к протопартиям, характеризующимся малочисленностью, организационной слабостью, аморфностью программ, популизмом.
В основе процесса образования партий в России часто лежит принцип объединения вокруг лидера, вербующего сторонников под ту или иную идею. Многие рассматривают партию как трамплин для проникновения в высшие этажи государственной службы со всеми вытекающими последствиями (высокий социальный статус, относительное материальное благополучия и т.д.).
Отмеченные выше особенности формирования российской партийной системы подводят к выводу об отличии российской многопартийности от «партийной демократии» западных стран, сложившейся в ходе «естественной» модернизации. Российская многопартийность на данный момент не выполняет роли основного посредника между обществом и властью, которая является главной в «партийных демократиях». Ряд факторов оказывают сильное влияние в пользу маргинальности российских партий, в том числе – не партийное устройство государственной власти в стране, участие партий в которой ограничено законодательной деятельностью в Государственной Думе, а также отсутствие у парламентского большинства и коалиции парламентских фракций права формировать правительство и др. Подобному положению партий соответствует противоречивое электоральное поведение граждан. В основе проявления политической воли лежит либо мотивация «выбора их двух зол», либо форма «протестного голосования».
Таким образом, политические партии, как общественные объединения, борющиеся за политическую власть, играют важную роль в политической жизни общества. Политические партийные системы по-разному реализуют цели политических партий. В Российской Федерации, как демократическом государстве, сформировалась и успешно функционирует многопартийная политическая система.
Выводы
Итак, политическая коммуникация является неотъемлемым элементом политической системы общества. Важными свойствами политической коммуникации в идеале должны быть свободные потоки точной, полной, завершенной и проверяемой информации о политических явлениях и процессах. Коммуникативный процесс в политике обеспечивается с помощью определенны ...
Либерализм в различных сферах общественной жизни. Либерализм
в политической сфере
Идея правового государства принадлежит к самим основам либерализма. Наряду с идеей рынка именно идея правового государства переживает ныне возрождение, учитывая опыт тоталитаризма. Рыночная экономика тоже не может нормально функционировать, если государство не создает и не осуществляет для этого соответствующий правовой порядок. Правовое ...
Концепции политической борьбы за построение исламского общества
Необходимо отметить, что ни в чем так ярко не проявляется отличие исламских экстремистов от умеренных форм исламского фундаментализма, как в вопросах стратегии и методах борьбы. Следует обратить внимание на то, что среди идеологов исламского фундаментализма отсутствует согласие по данным вопросам, в частности, Коровиков А.В. выделяет в э ...

