Чтобы в полной мере разобраться в понятии «тоталитаризм», И. Мазуров считает необходимым указать 6 его основных признаков. Во-первых, это абсолютная концентрация власти, которая существует благодаря механизмам принуждения государства, в первую очередь, в форме активного участия государства в экономической жизни общества – этатизма. Также одним из важнейших элементом здесь является соединение исполнительной и законодательной власти в одном лице при отсутствии как таковой судебной ветви, а также реализация принципа «вождизма», причём последний представляет, в том числе, интересы граждан с низким уровнем развития демократического сознания, так как возникает из потребности в вожде как символе единства нации в период нестабильности.
Второй признак – однопартийная политическая система, «играющая» по правилу запрета иных политических организаций. Правящая партия характеризуется такими формальными механизмами, как чёткая идеология и нетерпимость к критике и оппозиции, которые поддерживаются, в свою очередь, массовой пропагандой, базирующейся на демагогии, и монополии на информацию. Хотелось бы заметить, что пропаганда, поддерживая интересы тоталитаризма, играет особую роль в системе принуждения: в рамках общественно-политического движения она обеспечивает господство над мыслями и чувствами людей, прививая им тоталитарное сознание. Более того, однопартийность сопровождается отсутствием демократических институтов, что способствует абсолютному отчуждению индивида от власти. Могут существовать профсоюзы, задача которых – внедрение мифов в массовое сознание и контроль над ним, в результате чего происходит полное поглощение индивида государством.
Третий признак тоталитаризма – наличие организации общественно политического движения, формирующее в сознании широких масс населения «тоталитарную идею», кроме того, общественно политическое движение контролирует все проявления общественной жизни и формирует позитивное отношение масс к тоталитаризму. Три вышеуказанных «функции» общественно политического движения являются механизмами атомизации общества, или изоляции индивида, которая распространяется на широкие слои общества с помощью аппарата устрашения, который действует через систему доносительства и круговой поруки.
Четвёртый признак – государственно-организованный террор, основанный на перманентном и тотальном насилии. Основой тоталитарного режима является всеобщая лояльность граждан. Тоталитарный режим подразумевает под собой двойной гнёт: со стороны идеологической пропаганды, обращённой к чувствам, и карательных органов государства, являющихся насилием физическим. Таким образом, это два механизма, обеспечивающих стратегию террора, давление которого ликвидирует как оппозицию, так и любые попытки инакомыслия, оправдывая надежды организации правящей партии.
Пятый признак тоталитарного режима – экономическая автаркия при жёсткой регламентации экономики и существенной доле внеэкономических форм принуждения. Автаркия является попыткой создания собственной экономической базы в качестве залога независимости. Более того, стоящей у руководства группировке необходима строго регламентированная экономическая структура, зависящая от воли лидеров режима. Её создание шло двумя путями: экспроприация тех, кто не хотел сотрудничать с правящей партией, либо делал это неэффективно, второй путь – более распространённый – мирное сотрудничество, выражающее интересы обеих типов организаций: как монополистов, нуждающихся в режиме твёрдой власти, так и правящих слоёв, которым были полезны монополии.
Шестой признак тоталитарного режима – антикапитализм. Здесь имеет место тенденция к потеснению позиций частного капитала, замещению «нелояльных» представителей капитала преданными режиму людьми, что, несомненно, должно привести к образованию новой формы отношений, основанных на личной зависимости, преданности режиму. В стремлении к «защите нации» тоталитарный режим стремится к централизации, подчинению и контролю всех сфер жизни общества, чтобы не допустить никаких проявлений, направленных против режима. А в таком процессе нет места ни для конкуренции, ни для экономической зависимости, что и порождает антикапитализм.
Таким образом, выше были рассмотрены формальные и неформальные институты. К формальным институтам при тоталитарном режиме относятся абсолютная концентрация власти, достигаемая посредством этатизма; однопартийная политическая система; наличие организации общественно политического движения, которая приводит к атомизации общества, или изоляции индивида; государственно-организованный террор, обеспечивающийся перманентным и тотальным насилием; а также экономическая автаркия при жёсткой регламентации экономики и существенной доле внеэкономических форм принуждения.
К неформальным институтам следует, прежде всего, отнести антикапитализм, который обязательно присущ тоталитаризму. Также можно выделить и некоторые организации: правящая партия, профсоюзы, граждане с низким уровнем демократического сознания.
Политический портрет лидера
При составлении политического портрета лидера так или иначе делаются акценты на определенных аспектах его жизнедеятельности, которые должны соответствовать целям и задачам портретной диагностики. Поэтому представляется важным рассмотреть вопрос о типологии портретных характеристик лидера. Политико-идеологический (политико-мировоззренческ ...
Косовская проблема в контексте югославской трагедии
В многонациональных государствах одной из причин кризиса и крушения коммунистических режимов была их неспособность обеспечить фактическое национальное равноправие и возраставшие на этой почве национальные противоречия. Этот процесс продолжался и в 90-е годы, приведя к распаду Чехословакии и Югославии. Но если Чешская и Словацкая республи ...
Модели политической социализации
Исследования, проведенные в разных странах, позволили выделить наиболее характерные образцы, стандарты взаимодействия индивида и власти, в результате которых осуществляются преемственность политического развития, передача политических ценностей от одного поколения к другому. Западные политологи выделяют несколько типов политической социа ...