2.Существование устойчивых местных организаций, поддерживающих регулярные связи с национальным руководством;
3. Нацеленность руководителей центральных и местных организаций на борьбу за власть, а не только оказание какого-либо влияния на нее;
4. поиск поддержки со стороны народа с помощью выборов или других способов.
Первый критерий (долговременность организации) позволяет отличать партии от клиентелистских групп, фракций, клик и камарилий, исчезающих вместе со своими основателями и вдохновителями.
Второй критерий (полномасштабность организации, включающей местный уровень) отличает партию
от простой парламентской группы. которая существует только на национальном уровне, не имея совершенной и постоянной системы связей с организациями.
Третий критерий (стремление к осуществлению власти) позволяет установить разницу между политическими партиями и различными общественно-политическими организациями (профсоюзами, молодежными и иными организациями). Непосредственная цель партий - овладение властью или участие в ее осуществлении. Партии выдвигают и пытаются реализовать глобальные концепции развития или переустройства общества.
Четвертый критерий (поиск народной поддержки, особенно путем выборов) отличает партии от групп давления, которые обычно не участвуют в выборах и парламентской жизни: они лишь оказывают скрытое воздействие на партии, правительство, общественное мнение. В юридической литературе на основе анализа современного законодательства авторы пытаются выделить юридические признаки политических партий, их признаки как правовых институтов. Очевидно, что такие критерии как стремление к осуществлению власти, поиск народной поддержки перед выборами и являются такими признаками. Поэтому правомерен тезис одного из специалистов юриспруденции Ю.А. Юдина о том, что без признака правового института общественное объединение теряет юридическое качество партии.
В соответствии с этими критериями партии могут быть:
- классовыми, т.е. представлять интересы социальных групп, различающихся по своему месту в структуре производственных отношений;
- национальными, религиозными, выражающими на государственном уровне специфические интересы той или иной этнической группы, ставящая, как правило, задачу обеспечения их приоритета в государстве (партии исламского возрождения. Союз русского народа и т.д.);
- проблемными, вызванными и подчиняющими свою деятельность решению какой-либо социальной задачи, наиболее актуальной, острой, важной, гребущей безотлагательного ответа, определяющего характер всех других проблем, существующих в обществе (экологическая партия, партия разоружения и т.д.);
-государственно-патриотическими, ориентирующимися на мобилизацию представителей всех социальных слоев и групп на обеспечения целостности и стабильности государства. Такие партии обычно появляются в исторические моменты, когда возникает реальная или надуманная угроза жизнеспособности общества и государства, сохраняют свое влияние в пределах существования этой угрозы, постепенно распадаются или эволюционируются в сторону выражения или защиты более остро переживаемых и глубинных групповых интересов;
-формирующиеся вокруг популярной политической фигуры и действующими как группы его поддержки;. [8]
Существующие сейчас политические партии по организационной структуре можно отнести к двум основным типам: организационно оформленным и организационно неоформленным.
Организационно оформленные: в партиях этого типа члены партии получают партийные билеты и платят взносы.
Организационно неоформленные: в партиях этого типа нет официального членства (состояния в партии), а для того что бы считаться членом такой партии достаточно что бы за тебя проголосовал комитет этой партии. Общее, что присуще всем современным партиям, наличие партийного аппарата. То есть организованной группы людей, для которых партийная политическая деятельность является профессией.
По характеру доктрин партии делятся на: революционные, реформаторские, консервативные, реакционные.
По месту и роли партий в политической системе они делятся на:
государственные (партийная идеология становится государственной, партия формирует государственную систему управления);
Сущность власти
Власть является одной из важнейших политологических категорий, неразрывно связанной с политикой. Именно властью определяются территории государств, обеспечивается реализация общих интересов населения. Власть представляет собой особый вид общественных отношений, присущий всем этапам развития человечества. Через отношения власти выражается ...
Цели, задачи, принципы, программа, устав КПРФ
Согласно Уставу партии, высшим руководящим органом Коммунистической партии Российской Федерации является Съезд КПРФ. Очередные Съезды созываются Центральным Комитетом КПРФ не реже одного раза в четыре года. Решение о созыве очередного Съезда, утверждении проекта повестки дня Съезда и установлении нормы представительства объявляется не по ...
Механизм взаимодействия элит и граждан демократического
общества
Стабильная демократия требует, чтобы элиты трактовали политику не как искусство «воевать» между собой, а как искусство договариваться между собой. Ключевым признаком такой стабильности считается общность взглядов элит на признанные ценности существования демократических институтов. Элиты могут играть и играют активную и независимую роль ...