logotype
    • Главная
    • Новое
    • Популярное
    • Карта сайта
Структура и функции политической системы
Страница 1
Другая политология » Современная политическая система российского общества » Структура и функции политической системы

В структуре политической системы учеными обычно выделяются 5 подсистем. Вот они:

s Институциональная – организации, учреждения;

s Нормативная – нормы правовые и моральные, политические традиции;

s Функциональная – формы и направления политической деятельности, различные политические процессы, способ и методы осуществления власти;

s Коммуникативная – объединяющие связи, формы взаимодействия, например, между партиями и государством, между политической и экономической подсистемами;

s Идеологическая – взгляды.

В научной литературе, отечественной и зарубежной, нередко вычленяются четыре главные группы элементов политической системы:

1. политическая организация;

2. политические отношения;

3. политические и правовые нормы;

4. политическое сознание и политическая культура.

Главные элементы политической системы общества и механизм их функционирования отражаются в конституции государства законодательстве, которые регулируют принципы формировали деятельность органов государственной власти, права и обязанности государственных, партийных, хозяйственных и общественных организаций.

Наиболее активной и динамичной частью политической системы общества является его политическая организация. Любой вид политической деятельности осуществляется в организованных формах – через совместные действия, подчиненные единой цели и регулирующиеся определенными правилами, нормами, принятыми данной общности.

В тех случаях, когда народ той или иной страны вступает в политические отношения, не имея хоть в какой-то степени развитой политической организации, ее функции берут на себя другие силы: я, племенные структуры, религиозные сообщества.

Процесс воплощения идей в нормы, правила поведения, а затем в принципы существования политической организации называется институциализацией. В ходе нее происходит формирование политикой организации общества. Отношение разрыва, антагонизма идеи организации порождает обратный процесс – деинституциализацию, разрушение политической организации, нарастание разрыва между поведением людей и регулирующей его нормой. Очевидна органическая связь политики и институциализации, все многообразие политической деятельности осуществляется в организованных формах, а их распад негативно влияет на политику.

Политическая организация общества – это совокупность конкретных организаций и учреждений, осуществляющих определенные функции. В результате их взаимодействия и осуществляется политическая власть в данном обществе.

Политическая организация включает: государство, партии, массовые общественные организации и движения, средства массовой информации и церковь.

Государство и партии являются собственно политическими организациями, т.е. они прямо и непосредственно осуществляют политическую власть в полном объеме или стремятся к ней. Осуществление власти или борьба за власть – это главное в их деятельности.

Косвенные политические организации связаны с осуществлением политической власти, но это лишь один из аспектов их функционирования (профсоюзы, молодежные политические организации).

Организации неполитические почти не участвуют в осуществлении политической власти (добровольные спортивные общества, различные движения и ассоциации). Процесс их политизации происходит на определенных этапах жизни страны (выдвижение депутатов в Государственную Думу от общественных организаций).

Функционирование политических организаций предполагает их систематическую деятельность через принадлежащие им средства массовой информации, активное участие в политической жизни общества, регистрация всех политических организаций и возможности государственных органов осуществлять необходимый контроль над их деятельностью.

Функции политической системы многообразны, что вызвано сложностью политической жизни. Выделим следующие из них:

Страницы: 1 2

Другое о политике:

Теоретические основы модернизации и регламентации в государственной деятельности
Регламентация предоставления государственных услуг, а равно и регламентация исполняемых государственных функций, как составляющая административной реформы, весьма актуальна для всех органов исполнительной власти. Итогом же этой работы станут административные регламенты, в деталях определяющие административную процедуру по исполнению госу ...

Исторический экскурс проблемы
Прекращение холодной войны, проходившей под знаком идеологического противостояния двух разнополярных систем с его проекцией на все без исключения сферы международных отношений, заложило предпосылки для конструктивного сотрудничества государств как на региональном, так и на глобальном уровне и позволило разблокировать переговоры по ряду о ...

Конфликты в СНГ и политика России
Из всего разнообразия конфликтов, произошедших или продолжающихся на геополитическом пространстве новых независимых государств с прямым или косвенным участием России, понятия международной миротворческой деятельности могут быть приложимы к усилиям по урегулированию конфликтов в Таджикистане, Грузии/Южной Осетии, Грузии/Абхазии, Азербайдж ...



Разделы

  • Главная
  • Политическое отчуждение
  • Доктрина Монро
  • Политический маркетинг
  • Политическая реклама
  • Правящая элита
  • Другая политология


Политическое лидерство

  • Понятие лидера и лидерства
  • Типология политических лидеров
  • Функции политического лидерства

Тоталитаризм

  • Из истории термина "тоталитаризм"
  • Пять признаков тоталитаризма
  • Некоторые исследования тоталитаризма

Взаимоотношения народов России

  • Взаимоотношения народов Сибири и России
  • Россия и народы Кавказа
  • Взаимоотношения Украины и России

Феномен харизматического лидера

  • Харизматический лидер
  • Дореволюционный период
  • Советский период и наше время
Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.nowpolitolog.ru