Средства массовой информации (СМИ), превратившиеся в наше время в чрезвычайно влиятельную силу ("четвертую власть"), как определенная общественная подсистема должны поддерживать позитивные ценности, целостность и стабильность развития общества. Как известно из социологической теории СМИ, они, и прежде всего телевидение, выполняют четыре основные функции:
· оперативное информирование об окружающей среде, мире;
· социализация, воспитание;
· развлечение, занимательный досуг;
· сплочение, интеграция аудитории, социума, общества.
Однако анализ содержания современных российских СМИ, и в первую очередь телевидения, показывает, что за редким исключением все эти функции выполняются неадекватно, плохо и зачастую превращаются в дисфункциональную деятельность по отношению к аудитории, особенно по отношению к детям и подросткам, которые являются самой внушаемой ее группой.
Так, реальные события и факты на ТВ нередко тенденциозно отбираются, субъективно искажаются, предвзято интерпретируются, обслуживая те или иные финансово-политические кланы.
Вместо воспитания и просвещения подрастающего поколения происходит его эскапизация, увод от реальности в предельно жестокий и низменный мир современных кинофильмов либо в иллюзорный наркотический мирок всевозможных вульгарных музыкальных поп-тусовок и ток-шоу. Причем зарубежная, нелучшая, кинопродукция значительно превышает отечественную на телевизионных экранах. Большинство коммерческих кабельных каналов телевидения вообще демонстрируют только боевики, эротику и ужасы вперемежку с рекламой. А реклама (в том числе, уличная), адресованная молодежи, сводится к манипулятивным слоганам типа "Бери от жизни все!" (реклама банки "Пепси-Колы"), "Абсолютная свобода!" (реклама американских сигарет), "Кто пойдет за "Клинским"? Конечно, самый умный!" (реклама пива), которые должны закрепить в психике положительные неосознанные ассоциации с рекламируемой (в том числе, вредной) продукцией.
В последние 15 лет постепенно произошла смена главных персонажей, героев российского телевидения, массовой литературы и кино. Просоциальных персонажей и "героев труда" сменили асоциальные, антисоциальные персонажи и "герои потребления".
Познавательная функция часто подменяется в СМИ антинаучной дисфункцией (астрологические прогнозы, искажение истории, пропаганда псевдонауки и иррационализма и т.п.). Все более дисфункциональным становится сам язык (речь) в СМИ (примитивный слэнг, полукриминальный жаргон, глумливые интонации). Издается громадное количество "желтых" газет и журналов. Классическая и народная музыка ушли из эфира современного ТВ и многочисленных радиостанций, постоянно звучит только поп-рок-музыка и блатной шансон. Тем самым музыкальный и эмоциональный мир современной молодежи становится все более элементарным и скудным.
Современные СМИ явно и неявно действуют как средство невротизации и стимуляции агрессивных импульсов аудитории. В частности, экспериментальные исследования подтверждают данные о несомненно негативном влиянии постоянного просмотра, в первую очередь детьми и подростками, фильмов, принадлежащих к жанрам боевиков, порно и ужасов. Это же относится ко многим агрессивным компьютерным играм и интернет-сайтам.
Большинство населения чувствует и понимает негативное влияние СМИ. Репрезентативные опросы в Санкт-Петербурге показали, что за нравственный контроль над содержанием телевизионных программ и рекламы в мае 2000 года выступало 70% петербуржцев, а в январе 2004 года - 75% (причем, среди молодежи в возрасте от 18 до 30 лет таких было 62%).
Предпосылки становления гражданского общества
В России так и не были созданы основы гражданского общества. Его становление означало формирование такой общности людей, в которой достигается оптимальное соотношение политического и неполитического начал, обеспечивается взаимное равенство прав, свобод и обязанностей гражданина, общества и государства. В этом смысле Россия демонстрировал ...
Программы молодежной политики Комитета по
молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями. Программа "Молодежные общественные
организации"
Поддержка молодежных общественных объединений является одним из направлений деятельности Комитета. Работа осуществляется в соответствии с Законом Санкт-Петербурга "О молодежи и молодежной политике Санкт-Петербурга". В рамках данной программы ежегодно формируется Санкт-Петербургский городской Реестр молодежных и детских обществе ...
Философские убеждения
Философия по праву считается наукой наук. Она дает ответы на самые важные вопросы, с которыми сталкивается человечество. Один из основных вопросов философии - место человека в мире и смысл человеческого существования. Каждый философ, живший на земле, отвечал на этот вопрос по-своему. В процессе накопления человечеством знаний и развития ...