К этому периоду относится выдающийся памятник украинской культуры XVІ ст. «Острожская Библия», на которой присягают на верность украинскому народу современные президенты Украины. Политическая борьба обусловила развитие национально-культурного движения, появления братств – добровольных православных церковных объединений.
Культурный подъем в Украине значительно усиливается в конце XVІ – нач. XVІІ ст. с появлением братств. Это были – общественно-образовательные православные объединения городского населения.
К этому периоду относится творчество писателя-демократа, идеолога крестьянских масс Ивана Вышенского (1545–1620 гг.). Его политическое учение было направлено не только против национально-религиозного угнетения, но и против политико-правовой системы Речи Посполитой. Его взгляды были проникнуты идеей равенства всех людей от рождения.
Во второй половине XVІІ ст. к братствам присоединяются высшие слои украинского общества, которые не приняли католичества и присоединяется казачество во главе с гетманом П. Сагайдачным. Чуть позже была создана Киево-Могилянская академия, первое высшее учебное заведение во главе с Петром Могилой. В работах Петра Могилы можно найти размышления о светской власти, не созвучные господству власти церковной. Он отводил для церкви роль советника, а не господина и мечтал иметь в лице царя мудрого правителя, отца подданных, выступал против унии православной церкви с католической.
Преподаватели академии, религиозные и общественные деятели: Ф. Прокопович, И. Галятовский, Л. Баранович и другие отстаивали идею независимости Украины от Польши и союз с русским народом. Феофан Прокопович (1681–1736 гг.) активно пропагандировал реформы Петра І, создал теорию просвещенного абсолютизма, согласно которой просвещенный монарх является верховным носителем государственной власти и направляет свою деятельность на общую пользу.
Из второй половины XVІІІ ст. в недрах феодально-крепостной системы стал развиваться капиталистический уклад. Вместе с тем в политической мысли начинает формироваться прогрессивный феодальный лагерь. Развивается политическая идеология просвещения. Для нее характерны: – вражеское отношение к крепостному праву; – активная защита образования, самоуправление, воли и европейских форм жизни.
Вершиной этого направления в России стали взгляды А.М. Радищева (1749–1802 гг.). Он считается первым русским писателем-революционером. В произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» показал экономическую, социальную и моральную губительность крепостного права и самодержавия. Он считал, что они существуют вместе и поддерживают друг друга.
В России и Украине продолжалось развитие капиталистических отношений, которое оказывало содействие распространению либеральных расположений духа в обществе и прежде всего среди прогрессивной части дворянства.
Тоталитаризм как исторический и политический феномен
Тоталитаризм – это политический режим, при котором государство стремится к целостному, всеохватывающему контролю за жизнью всего общества в целом и каждой личности в отдельности. В 1956 году два американских политолога – К. Фридрих и З. Бжезинский сформулировали основные признаки тоталитарного режима. 1. Официальная идеология, полностью ...
Жизнеспособность авторитаризма
Обзор особенностей типов правления, образующих классическую триаду учения о формах правления, позволяет сделать некоторые общие выводы об авторитарных системах. Очевидно, что по сравнению с тоталитаризмом при авторитаризме ограничение власти достигается не только с помощью ограниченного плюрализма, но и, по возможности, с действием конст ...
СМИ и предвыборные кампании в России. Предвыборные
технологии.
Современные предвыборные кампании – это политическое шоу, остро нуждающееся в СМИ. Наибольшие шансы имеет тот, кто больше примелькался на телевидении. Где был бы сейчас Владимир Вольфович Ж., если бы не телевидение? Димитриади. Д. Н. в статье «Политическая реклама[7]» касается предвыборных технологий. «Неизбежные этапы предвыборной кампа ...

