К этому периоду относится выдающийся памятник украинской культуры XVІ ст. «Острожская Библия», на которой присягают на верность украинскому народу современные президенты Украины. Политическая борьба обусловила развитие национально-культурного движения, появления братств – добровольных православных церковных объединений.
Культурный подъем в Украине значительно усиливается в конце XVІ – нач. XVІІ ст. с появлением братств. Это были – общественно-образовательные православные объединения городского населения.
К этому периоду относится творчество писателя-демократа, идеолога крестьянских масс Ивана Вышенского (1545–1620 гг.). Его политическое учение было направлено не только против национально-религиозного угнетения, но и против политико-правовой системы Речи Посполитой. Его взгляды были проникнуты идеей равенства всех людей от рождения.
Во второй половине XVІІ ст. к братствам присоединяются высшие слои украинского общества, которые не приняли католичества и присоединяется казачество во главе с гетманом П. Сагайдачным. Чуть позже была создана Киево-Могилянская академия, первое высшее учебное заведение во главе с Петром Могилой. В работах Петра Могилы можно найти размышления о светской власти, не созвучные господству власти церковной. Он отводил для церкви роль советника, а не господина и мечтал иметь в лице царя мудрого правителя, отца подданных, выступал против унии православной церкви с католической.
Преподаватели академии, религиозные и общественные деятели: Ф. Прокопович, И. Галятовский, Л. Баранович и другие отстаивали идею независимости Украины от Польши и союз с русским народом. Феофан Прокопович (1681–1736 гг.) активно пропагандировал реформы Петра І, создал теорию просвещенного абсолютизма, согласно которой просвещенный монарх является верховным носителем государственной власти и направляет свою деятельность на общую пользу.
Из второй половины XVІІІ ст. в недрах феодально-крепостной системы стал развиваться капиталистический уклад. Вместе с тем в политической мысли начинает формироваться прогрессивный феодальный лагерь. Развивается политическая идеология просвещения. Для нее характерны: – вражеское отношение к крепостному праву; – активная защита образования, самоуправление, воли и европейских форм жизни.
Вершиной этого направления в России стали взгляды А.М. Радищева (1749–1802 гг.). Он считается первым русским писателем-революционером. В произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» показал экономическую, социальную и моральную губительность крепостного права и самодержавия. Он считал, что они существуют вместе и поддерживают друг друга.
В России и Украине продолжалось развитие капиталистических отношений, которое оказывало содействие распространению либеральных расположений духа в обществе и прежде всего среди прогрессивной части дворянства.
Современные угрозы либерализму и либерально - демократическим странам
Либеральный демократический миропорядок сталкивается сегодня с двумя проблемами. Первая – радикальный ислам, и она наименее серьезная из двух. Хотя о радикальном исламе часто говорится как о новой фашистской угрозе, а его сторонники считают либеральную демократию неприемлемой, общества, в которых зарождается это движение, обычно характер ...
Дореволюционный период
Ярко выраженная персонализация политической жизни и государственной власти характерна для России. Это способствует тому, что установки, симпатии и антипатии россиян ориентированы скорее на личности конкретных политиков, нежели на политико-идеологические программы. В этом контексте облик и судьбы российской истории в дореволюционный перио ...
Механизм политического
лидерства и его связь с политической культурой.
Исторически возникшее политическое лидерство связано не только с формированием интересов, но и с появлением личности, как одного из потенциальных субъектов политического действия. Так, “архаичным” обществам политическое лидерство не свойственно не только в силу отсутствия дифференцированных властных интересов, но и в силу невыделенности ...

