Проблема вхождения человека в политику в качестве ее субъекта стала активно разрабатываться политической наукой с конца 50-х годов нашего столетия. Необходимость разработки концепции политической социализации диктовалась кризисом традиционных институтов политической системы западного общества. Послевоенные западноевропейские и американские поколения отказались добровольно принять официально рекламируемые ценности демократического общества, бросили вызов общественности. Негативизм новых поколений по отношению к традиционным добродетелям был реакцией индивидуального и массового сознания на коррумпированность власти, на ее неспособность (нежелание) удовлетворить новые группы интересов, появившихся в постиндустриальном обществе.
В 60-х годах XX века западное общество вступило в постиндустриальную эпоху. Впервые за всю историю человечества материальная нужда перестала быть уделом большинства населения развитых стран. Европа стала относительно сытым континентом. Насыщение материальных потребностей большинства групп населения выдвинуло на первый план духовные ценности, и среди них - возможность свободной самореализации личности. Изменения в образовании, культуре, образе жизни, связанные с разработкой и массовым внедрением в процесс производства высоких технологий, создали новые потребности и осознание определенными группа-щи населения невозможности их осуществления.
"Каждый индивид, - считал Х. Ортега-и-Гассет, - обнаруживает себя среди определенных идей, присущих времени, в рамках которых и с которыми он должен жить, подобно тому, как он обнаруживает себя помещенным в определенное тело, доставшееся ему "случайно", и с которым он вынужден смириться".
Результатом этого противоречия стал рост политического отчуждения от власти, проявлениями которого явился, с одной стороны, политический абсентеизм, а с другой, - массовые выступления против социальной власти. В 60-80-е годы европейские и североамериканские страны превратились в арену массовых антивоенных, женских, экологических, расовых выступлений. В фокусе внимания общественности, политиков и ученых оказались молодежные выступления, в повестке дня стал конфликт поколений. В противовес официальной господствующей культуре появились молодежные субкультуры, отвергавшие традиционные материальные ценности: материальное благосостояние, личный успех, карьеру. На основе этих субкультур возникли общественные движения - хиппи, панков, рокеров и т.д. Первыми эпатировали общественное мнение хиппи - дети преуспевающих родителей (политиков, бизнесменов, адвокатов и т.д.), бросившие вызов традиционным ценностям отцов, противопоставившие жестокому миру индивидуализма и конкуренции - солидарность, стремление к свободе, к самореализации.
Исследования причин и характера студенческого движения в США 1960-х - начала 70-х годов, анализ социального состава студентов-активистов обнаружили: "Недовольные по своему происхождению представляют наиболее благополучные слои американского общества: они обычно воспитывались в благополучных семьях, получили лучшее образование. " . Оппозиция сегодняшней молодежи далека от волнений в связи с лишениями, нищетой и дискриминацией, ее основа - благосостояние и привилегии" (К. Кенигстон).
Протест благополучных детей преуспевающих родителей против существующей системы обнаружил ограниченность контроля со стороны общества за взрослением молодого поколения и поставил под вопрос возможность эффективного управления механизмом передачи ценностей и норм политической культуры от поколения к поколению.
Эти вопросы и обусловили необходимость разработки концепции политической социализации, которая формировалась как составная часть общей теории социализации, объясняющей взаимоотношения человека и общества.
Под социализацией понимается процесс, с помощью которого входящий в жизнь индивид становится социокультурной личностью, то есть, по определению Н. Кенига, переживает "второе социокультурное рождение" путем формирования познавательных, мотивационных, эмоционально-эффективных и практически-поведенческих признаков личности. Они дают людям способность понимать социальную среду обитания и действовать в ней.
Обычно выделяют ряд ступеней социализации: первичная социализация (в рамках семьи), вторичная - процесс усвоения социальных ценностей и норм вне семейного воспитания - в рамках школы, групп ровесников, и третичная, которая продолжается всю жизнь.
В процессе политической социализации индивид приобретает знания, верования, убеждения, усваивает ценности, нормы и символы, которые определяют его политическое поведение, при этом они не только приобретаются, но и внутренне принимаются и усваиваются. Однако как протекает этот процесс?
В научных исследованиях, посвященных данной проблеме, выделяются такие подходы: первый связан с теориями, которые кладут в основу потребности общества и политической системы в Целом. В центре внимания тут - приспособление индивида или группы к системе общественных отношений. Цель такого приспособления - постоянное воспроизведение системы.
Система органов государственной власти
Конституция РФ 1993г. установила систему органов государственной власти, строящуюся на принципах демократизма, законности, республиканизма, федерализма и разделения властей. Принцип демократизма означает, что источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ, который осуществляет власть непосредственно, а также ...
Общая характеристика ведущих политических партий
Беларуси
В бывшем Советском Союзе единственной конституционной партией была КПСС, в рамках которой не существовало никаких фракций и организационно закрепленного разномыслия. Первым шагом на пути к многопартийности стали решения XIX партконференции (1988 г), на которой было принято решение о проведении в 1989 г. выборов на съезд народных депутато ...
История Югославии
В переводе "Югославия" значит "земля южных славян". Название стране дали племена южных славян — сербы, словенцы и хорваты, которые захватили Балканский полуостров в VI веке н.э. В X веке Сербия стала одним из самых могущественных балканских государств, но в 1459 году эти территории были завоеваны Оттоманской империей ...