Центральным элементом политики является борьба за власть. Власть в политике имеет такое же значение, как деньги в экономике. Поэтому уяснение понятия власти имеет принципиальное значение. Существует большой разброс в толковании этого общественного явления. В одних определениях власть рассматривается как возможность осуществлять свою волю, в других – как функциональные отношения, связь между субъектами по поводу управления, в третьих – как некое созидательное начало, знание, способствующее своевременному изменению существующего порядка, в четвертых – как организованное классовое насилие и т.д.
Исходным пунктом в характеристики власти является присущее обществу волевое отношение между людьми, доминирование властной воли. Такого рода волевые отношения возникают там, где есть потребность в согласовании и порядке. Власть возникает из естественно-исторической необходимости в определенной организации, позволяющей обеспечить реализацию интересов общества в целом или отдельных социальных общностей. Именно эта потребность служит побудительной силой властной деятельности.
Система отношений по поводу власти включает четыре основных компонента:
- наличие не менее двух индивидуальных или коллективных партнеров власти;
- выражение властной воли (приказ, требование), предполагающее возможность определенных санкций в случае неповиновения;
- подчинение того, над кем осуществляется власть;
- наличие общепризнанных общественных норм, устанавливающих право отдачи приказа и обязательность ему подчиняться.
Реальным проявлением власти является совершение действия, в результате чего происходят изменения в существующем порядке вещей. Обладать властью – значит иметь право действовать по своему усмотрению, опираясь на установившийся порядок и организованные действия. Большая власть означает большую свободу действий. Властные отношения в обществе носят многообразный характер (экономическая власть, власть в семье, власть научного авторитета, церковная власть и т.д.). Политическая власть начинает проявляться там, где способность влиять становится не интимной (в семье), не узко групповой (в отдельной группе, коллективе), а распространяется на общественные группы, слои, классы, на все общество в целом. Она предполагает, во-первых, общественное разделение между группами (группой), осуществляющими власть, и группами, над которыми она осуществляется, и, во-вторых, организованное принуждение в общественном, общегосударственном масштабе. Таким образом, публичная принудительная сила – явление политическое, характеризующее политическую власть; индивидуальная власть – явление неполитическое.
Следовательно, политическая власть – это волевые отношения между большими социальными группами, основанные на организованном принуждении (насилии), праве и авторитете.
Необходимо иметь в виду, что политическая власть не тождественна государственной, так как не всякая политическая власть является государственной (например, властные отношения, складывающиеся в деятельности политических партий, общественных движений и организаций). Государственная власть – это высшая форма, наиболее полное выражение политической власти; это политическая власть в ее наиболее развитом виде. В то же время политическая власть не тождественна и управлению, ибо управление представляет собой лишь средство, с помощью которого целенаправленное воздействие власти превращается в действительность.
Основными задачами властной политической деятельности являются:
- реализация национально-государственных интересов (потребности нации в выживании, самосохранении, самоутверждении и обеспечении безопасности);
- согласование многообразных социальных процессов в интересах всего общества, а также различных социальных общностей;
- приданию общественным политическим отношениям определенной направленности в соответствии с всеобщими целями или целями господствующих социальных групп;
- организация и поддержание устойчивого функционирования и развития качественно определенной общественной системы;
- осуществление легитимного принуждения в предусмотренных общественными нормами случаях.
Важной проблемой, требующей особого внимания при изучении темы, является проблема легитимности власти. Легитимность в политологическом смысле понимается как поддержка и признание власти со стороны граждан. Это социально-психологическое явление, легитимность существует в сознании граждан в виде положительной установки на политические институты данной власти, как вера и убеждение, что данные институты являются правомерными и справедливыми. В таком контексте легитимность – это признание управляющих большинством управляемых, а обрести легитимность означает получить поддержку тех, над кем власть осуществляется. Легитимность может быть присуща любым формам политической организации, включая деспотические, но более других в ней нуждается демократия.
Либерализм в современном мире и его влияние на современные политические процессы. Либеральные ценности во "Всеобщей декларации прав
человека" и в теории модернизации
На современном этапе развития идеологии либерализма можно утверждать, что он достиг наибольшего развития и влияния на политические процессы в современности. Это обусловлено тем, что нынешние мировые ведущие державы в своём большинстве находятся на западе, это нынешний Европейский союз и США, Канада, а также Австралия и ряд других государ ...
Типология и структура политической элиты
Политическую элиту можно классифицировать по различным признакам По уровню властных полномочий и социально-политическому статусу элита бывает: правящая (собственно элита) или оппозиционная (контрэлита); по уровню компетенции — высшая, общегосударственная (федерального уровня), средняя, региональная (областная, краевая, республиканская), ...
Функции государства
Функции государства отражают динамический аспект его характеристики. Под ними понимают основные направления деятельности государства по решению задач, стоящих перед ним на том или ином историческом этапе. В характере функций раскрывается социальная природа государства. Для классификации функций государства используют различные основания. ...