Кроме того, сам термин "исламский экстремизм долгое время не был сведен исследователями к единому знаменателю, что позволяло присваивать его довольно широкому спектру религиозно- политических организаций более или менее часто использующих террористические методы в своей деятельности. К ним причисляли сепаратистские и автономистские движения, оппозиционные правящим режимам, использующие террор изредка, в качестве средства привлечения внимания к определенной проблеме, и избравшие насилие своим основным методом борьбы, нелегальные и действующие открыто в составе воинских подразделений, суннитские и шиитские и т.д.
Проблема политического экстремизма советской историографии была представлена исследованиями Галкина А.А., Грачева А. С., Барыгина Р.Г. прежде всего по вопросам праворадикальных движений Западной Европы и США.2 Эти работы были не лишены идеологических клише и поэтому некоторые определения вряд ли можно назвать удачными. Например, Грачев А.С. считал экстремизм "особой специфической извращенной реакцией отдельных представителей многочисленных "средних" и "промежуточных" слоев на ухудшение их материального и общественного положения ." 3
Современная формулировка данного термина звучит как "приверженность к крайним взглядом, мерам (обычно в политике и идеологии)".4
В целом исследователи выделили следующие признаки экстремистских идеологий:
1) неприемлимость теории для конкретного общества или значительной его части;
2) "черно-белый" взгляд на мир;
3) активизм;
4) редко самостоятельность и оригинальность;
5) глубинный примитивизм.5
70-80-е годы ознаменовались усилением роли "исламского фактора" в мировой политике. В данный период появилось множество публикаций, посвященных изучению различных аспектов социально-экономического и политического развития стран распространения ислама. Тогда же впервые возник интерес к феномену "исламского фундаментализма" (исламизма).6
Этот интерес, однако, не был лишен существенной доли идеологической ангажированности. Антишахская революция 1979 г. под исламистскими знаменами в Иране носила в значительной степени антиамериканский характер, что позволяло советским идеологам рассматривать иранскую революцию как в какой-то степени "национально-освободительную" и "антиимпериалистическую" и, следовательно, в целом "прогрессивную" 7.
Однако, дальнейшее развитие революции показало относительность подобных оценок. Потребности более взвешенного подхода к оценке исламского фундаментализма и экстремизма вызвали к жизни целый ряд академических исследований данного фактора на материале отдельных стран мусульманского мира. Здесь следует выделить монографию З.А. Арабаджяна, посвященную исламской революции в Иране 8, работы Р.Г. Ланды по современному Алжиру 9. Вопросы, связанные с фундаменталистскими идеями организации исламского мирового порядка затрагиваются в монографии Н.В. Жданова "Исламская концепция миропорядка" 10 В 1992 г. появляется статья Д.А. Трофимова "Исламский фундаментализм в арабских странах: истоки и реалии" 11. Эта работа носит не проблемный, а скорее ознакомительный характер, описывая исламский фундаментализм как идейное и политическое течение.
Возникновение проблемы столкновения цивилизаций
Проблема столкновения цивилизаций стала предметом обстоятельного анализа в работах А. Тойнби. Он рассмотрел столкновение России, ислама, Индии и Дальнего Востока с западной цивилизацией и пришел к выводу о существовании общей психологии межцивилизационных конфликтов. В период первого "нашествия" западной цивилизации на Китай и ...
Мировоззренческая и демократическая составляющие американского популизма
Популизм не исчерпывался социально-политической проблематикой. Движение несло с собой целый пласт мировоззренческих, психологических и этических проблем. Популистское сознание характеризовалось особым, не рационально-теоретическом, а интуитивно-прагматическим видением мира и места личности в нем, своеобразным отношением к историческим су ...
Государство
I. Отрицая право, Штирнер равным образом отрицает также правовое учреждение называемое государством. Государство без права немыслимо. “Уважение перед законом!” – вот спайка, которой держится всё здание государства. “С государством – то же, что с семьёй. Для того чтобы семья признавалась каждым её членом, необходимо, чтобы каждый считал к ...