Экономические преобразования и трансформация структуры собственности привели к заметным изменениям в сфере труда и занятости, снижению экономической активности населения. В последние 2-3 года отмечаются положительные тенденции, меняющие ситуацию к лучшему, но экономическая активность сельского населения продолжает снижаться.
Выросла незащищенность наемного работника, нерегулируемость статуса рабочей силы. По оценкам экспертов до 25 млн. человек имеют отношения с работодателем без оформления трудового договора, что зачастую ведет к нарушению российского законодательства об увольнении с работы. Имеют место случаи не оплаты больничных листов, декретного и послеродового отпуска. По ряду показателей ухудшились условия труда. От трети до половины работников сферы материального производства заняты на рабочих местах, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам и правилам безопасности и их число в последние годы растет. Следует отметить, что 63% тех, кто трудится в неблагоприятных условиях, работают на предприятиях с негосударственной формой собственности. Прямым следствием неудовлетворительных условий труда является высокий уровень профессиональной заболеваемости, рост травматизма со смертельным исходом. Около 7-8% активного экономического населения не может реализовать своего права на труд.
На мой взгляд, наиболее значимое противоречие формирования социального государства в России - противоречие между декларируемыми целями социальной политики и объемом финансирования. По оценкам экспертов расходы на финансирование социальной политики на федеральном уровне фактически в 10 раз меньше необходимых. Проявлением этого является недостаточность ресурсов, выделяемых на решение социальных проблем, снижение доступа населения к качественному образованию, медицинскому обслуживанию, социальной поддержке, социальному обеспечению, разрушение социальной инфраструктуры.
Центральной идеей формирующей социальную политику государства должна стать идея содействия максимальной занятости всех трудоспособных членов общества, гарантировании им права на достойный образ жизни, на образование, здравоохранение и их доступность для всего населения. Собственно об этом вел речь наш президент в прошлогоднем Послании к Федеральному Собранию РФ, упомянув еще и о праве на жилье, покупка которого сейчас доступна лишь небольшой части населения. Сам Владимир Владимирович отмечает, что уровень жизни людей «не устраивает».
Представляется, что одним из главнейших направлений современной социальной политики является борьба с бедностью и нищетой, достижение оптимального уровня дифференциации доходов, социализация глобальной социальной политики в интересах национальной социальной политики. Необходимо, чтобы минимальная заработная плата из формально-статистического и нормативно-правового показателя превратилась в инструмент реального воздействия на социально-экономические процессы. Сегодня она потеряла свое значение и является абстрактной величиной и составляет лишь незначительную величину прожиточного минимума и не имеет никакого отношения к потребительским характеристикам, существующим на рынке товаров и услуг. Она должна, по меньшей мере, соответствовать прожиточному минимуму, предусматривать постоянный рост и подлежать обязательному индексированию.
Эффективная социальная политика невозможна без сбалансированной, не коррумпированной государственной власти, ответственной перед народом и обеспечивающей единство социальной политики на различных уровнях управления. И конечно, социальная политика должна иметь мощное экономическое обоснование. Но эффективно проводить ее в любом случае можно только одним способом – руководствуясь интересами страны и народа, а не тем, как набить собственный карман.
Обзор литературы по заявленной проблематике
Проблемы образования СНГ нашли отражение во многих монографических изданиях, брошюрах: «Особенности развития СНГ на современном этапе» (1995), «Российская диаспора в странах СНГ и Балтии» (1998), «Содружество Независимых Государств» (1999); «Россия и нефть Каспия» (1997), «СНГ. Концепция» (1998), «Дезинтеграционные и сепаратистские тенде ...
Россия и мировое сообщество
Хорошо известно, что за последние годы произошли существенные изменения не только во внутренней, но и во внешней политике России. Эти изменения носили неоднозначный характер, включая смену внешнеполитических приоритетов. Соответственно, и оценки этих изменений экспертами носят также весьма противоречивый характер. В первую очередь, с кач ...
Роль политической рекламы в создании имиджа.
В последние годы значение имиджа для развития мира в целом все более возрастает. Понятие имиджа очень широко. Под имиджем может пониматься имидж компании, имидж товара, имидж политика и т.д. В научное употребление понятие имидж было введено в начале 60-х гг. ХХ в. Слово «имидж» происходит от латинского «imago» - образ. В русский язык это ...