В основе политических отношений, т.е. отношений, вытекающих из борьбы за власть, по их мнению, лежат производство и социально-экономические отношения. Они утверждали, что капитализм так же, как и предшествующие ему формации, преходящ. Конфликт между развивающимися производительными силами и сдерживающими это развитие частнособственническими отношениями, обострение классовых противоречий приведут общество к признанию необходимости замены старых общественных отношений новыми, базирующимися на общественной собственности на средства производства. Эта замена произойдет в результате социалистической революции, которую совершит рабочий класс, самый революционный и сознательный класс, руководимый коммунистической партией.
Одной из ключевых в политическом учении марксизма является идея установления в результате социалистической революции диктатуры пролетариата, при помощи которой будет построено социалистическое общество.
К.Маркс и Ф.Энгельс предложили и свое видение происхождения государства, показав, что оно является продуктом классовых отношений и возникает из потребности регулирования отношений между классами. Государство есть орудие господства классов, владеющих средствами производства, над неимущими.
Экономически господствующий класс, по Марксу, является господствующим одновременно и политически и идеологически. Господствующая идеология стремится обосновать экономическое и политическое главенство властвующих классов. Она играет большую роль в формировании политического сознания масс. Это формирующееся под воздействием господствующей идеологии сознание вступает в противоречие с сознанием, определяемым бытием людей, их потребностями и интересами. Именно бытию Маркс отводил главную роль в формировании политического сознания.
Исходным пунктом для понимания политического поведения масс Маркс считал анализ общественного положения классов, слоев и социальных групп, а также анализ диктуемых этим положением интересов.
В отличие от Гегеля основным принципом гражданского общества Маркс считал не индивидуализм, а коллективизм. В коллективе он видел ту ассоциацию, которая обеспечит личности свободу, возможность самоутверждения, проявления и развития способностей и талантов.
В политической науке XIX в. получили отражение и реакционные взгляды на распространение идей либерализма и социализма, на развитие буржуазной демократии после Великой французской революции. В частности, эти взгляды проявились в “теории завоевания”, выдвинутой представителем социального дарвинизма австрийско-польским социологом и юристом Людовигом Гумпловичем (1838 - 1909). Главной движущей силой истории он считал борьбу рас за существование, в результате которой побеждают наиболее сильные. Их господство обязано было обеспечивать государство, которое возникало в процессе борьбы расовых общностей между собой. Однако в понятие “раса” им включались не биологические, а социальные различия. Будучи противником биологического расизма, расами он называл нации и классы.
Войны же, ведущиеся за передел мира, Л.Гумплович пытался оправдать действием биологических законов. Огонь и меч, по его мнению, должны быть главными орудиями, используемыми для подавления “высшей расой” (господами) революционного движения пролетариата, который он причислял к “низшей расе”.
Подобные идеи выдвигались и другими европейскими мыслителями этого периода, в частности немецким философом Фридрихом Ницше (1844 - 1900). Движущей силой общественного развития он считал волю к власти. По Ницше, вся история развития общества - это борьба воль двух рас: “сильной” (аристократических господ) и “слабой” (угнетенных, подневольных, массы, толпы). Выступая против идей социализма, он стремился доказать, что эксплуатация является “естественным” и “высшим” законом жизни. Для того чтобы она существовала, необходимо бороться против идей “демократии”, “равенства”, “прав человека”. Отвергая социализм, Ницше считал, что его можно допустить в качестве эксперимента. Люди в процессе этого эксперимента должны убедиться в его несостоятельности, что “в социалистическом обществе жизнь сама себя опровергает, сама подрезает себе корни”.
Роль политической рекламы в создании имиджа.
В последние годы значение имиджа для развития мира в целом все более возрастает. Понятие имиджа очень широко. Под имиджем может пониматься имидж компании, имидж товара, имидж политика и т.д. В научное употребление понятие имидж было введено в начале 60-х гг. ХХ в. Слово «имидж» происходит от латинского «imago» - образ. В русский язык это ...
Подходы к политическому лидерству.
Лидерство – явление многогранное и многозначное. Формирование сложноорганизованной системы приводит к появлению лидера. В словаре Ожегова дается следующая интерпретация лидера: “Глава, руководитель политической партии, общественно-политической партии, общественно-политической организации или вообще какой-нибудь группы людей; человек, пол ...
Социалистические партии
Первичными организациями социалистических партий являются секции по месту жительства в несколько сотен человек. Они объединяются в федерацию. Партия превращается в своеобразный государственный аппарат с разделением властей, где законодательная власть принадлежит конгрессу (или национальному совету), исполнительная – исполкому (или национ ...