Знание основных психологических причин, способствующих неучастию в выборах, позволяет предотвратить наступление негативных последствий такого рода акций. Количество избирателей, отказывающихся от участия в голосовании, увеличивается, когда сам выбор приходится делать или из очень ограниченного (1-2), или из очень большого числа кандидатов. Практика организации избирательных кампаний показывает, что существует некий оптимум количества кандидатов, переход за нижнюю или верхнюю границы которого грозит нарастанием абсентеизма. Существует тесная связь между интенсивностью политической жизни, яркостью и привлекательностью избирательных программ и экономическим положением страны и рядового избирателя. На фоне экономической разрухи, деградации условий существования политический плюрализм выглядит раздражающе и оборачивается отказом от участия в выборах, которые, на взгляд гражданина, выглядят пустой тратой времени и ресурсов; этот же результат наступает в том случае, если выборы в силу тех или иных причин бывают слишком частыми, следуют одни за другими: программы, образы кандидатов как бы накладываются друг на друга, теряют индивидуальные характеристики, не вызывают положительного, заинтересованного отношения; в силу тех или иных причин, может быть, и случайного порядка, возникает неприязнь к личности кандидата или к тому политическому течению, которое он представляет; немаловажный фактор, который необходимо всегда учитывать организаторам избирательных кампаний, - это так называемые противоречивые искушения, когда момент исполнения гражданского долга совпадает с периодом отдыха или отъездом, семейными праздниками, соревнованиями и т.д.
Среди мотивов поведения, сдерживающих участие в выборах, доминирующую роль играет чувство безразличия к политическим делам, враждебность к политической системе, впечатление сложности, запутанности избирательного процесса, лишающее людей возможности сделать осознанный, продуманный выбор, а иногда и создающее впечатление игры или фарса, участие в котором рассматривается как недостойное дело[7].
В основе поведения абсентеистов лежит политическое отчуждение как отсутствие мотивации. Для таких избирателей ценность выборов не настолько высока, чтобы покрыть усилия, необходимые для голосования.
Виды реального абсентеизма можно классифицировать следующим образом: по продолжительности - устойчивые (по религиозным, идеологическим убеждениям) и неустойчивые (конъюнктурные - под влиянием ситуации); по отношению к политической системе - лояльные и оппозиционные (неудовлетворенность отдельными элементами); по степени понимания собственной позиции - сознательные и бессознательные.
Относительно российского общества В.Г. Зарубин подразделяет абсентеистов на последовательных и непоследовательных. Для первых характерны отсутствие интереса к предвыборной кампании и негативная оценка значимости результатов голосования. Вторые проявляют интерес к предвыборной кампании и считают результаты голосования важными для себя. Несмотря на это, они уверены в том, что лично их голос ничего не даст в общем подсчете голосов.
Политическое отчуждение порождает ещё один неприятный феномен - феномен политического фетишизма - приписывания отдельным политикам, депутатам, министрам и аппаратам самостоятельного, независимого от социальных агентов (избирателей, народа, социальных групп) существования и самостоятельного достижения удивительных свойств в форме харизмы или определенного шарма. Здесь сила группы превращается в прекрасные свойства политиков и властных структур (аппарата президента, партийное бюро и тому подобное), поэтому "магическая" харизма является результатом перенесения на политика и властные инстанции доверия и надежд многих социальных агентов, которая за счет такого отчуждения и выступает как магическая сила. Поэтому политический фетишизм приводит к не рациональному, а мифически-магическому восприятию отдельных политиков и органов власти. Мифичность означает превращение последних в героев или мессий, которые в борьбе с мифическими чудовищами или демонами защищают и очищают наше социально-политическое пространство. Магичность заключается в надежде на то, что слово и харизма политиков удивительно превратятся в дела независимо от рациональной программы мероприятий по преодолению кризиса, наличия единомышленников и компромисса с оппозицией. Такое восприятие политиков не имеет никакого отношения ни к деятельности возглавляемых ими учреждений, ни к рациональным аргументам в виде цифр роста или падения валового дохода или рабочих мест и тому подобное. Отчуждение населения от власти проявляется в том, что власть совсем не ассоциируется у нашего гражданина с собой, своим окружением, местным обществом или даже районной местной администрацией, местонахождение власти для наших граждан - это столица, откуда и ожидается решение всех проблем путем "появления мессии". В этой ситуации каждые выборы превращаются в "последний" бой за истинного выразителя народных надежд.
Национальная безопасность как основа стабильности государства
Во введении к данной работе затрагиваются аспекты становления национальной безопасности и ее эволюции в соответствии с формированием новых потребностей общества. Национальные интересы получают выражение в форме государственного устройства, в общественных отношениях, присущих данной общественно-экономической формации, являющихся факторами ...
Место и роль государства в политической системе общества
Чем же определяется особое место государства в политической системе общества? Чем обусловливается в ней его особая роль? Отвечая на эти вопросы, необходимо обратить внимание, во-первых, на то, что государство в любой стране и на любом этапе развития общества выступает как самая массовая, самая широкая организация. Оно объединяет или, по ...
Конфедерация
Конфедерация является своеобразным "государственным союзом суверенных государств". Эта форма государственного устройства отличается от федеративного иной правовой природой и отсутствием развитой системы центральных органов власти. Конфедерации образуются, как правило, на основе договора, а не конституции. Каждый субъект конфеде ...