Главное в механизме санкций — неотвратимость наказания по всей вертикали власти, что позволяет устранить недочеты власти от ее высшего звена до низшего. Для повышения эффективности контроля и применения санкций необходимы:
ü настойчивость субъекта и энергичность его усилий в реализации принятых властных решений;
ü способность обеспечить поддержку властных распоряжений средствами массовой информации, наиболее авторитетными группами населения;
ü умение нейтрализовать действия, направленные против властного распоряжения, с минимальным побочным отрицательным эффектом;
ü наличие пакета вариантов санкций для обеспечения маневра в случае изменения ситуации.
Эффективная власть предполагает не только контроль, но и самоконтроль. Опираясь на прошлые достижения и ошибки, она должна видеть пределы, за которые нельзя заходить, должна блокировать превращение разумного риска в авантюру.
Важным показателем эффективности власти является ее авторитет — степень признания обществом деловых, созидательных качеств субъектов власти, ее способность выражать интересы большинства граждан. Разумеется, при тоталитарных режимах объективные оценки авторитета власти невозможны; однако в демократических странах, обеспечивающих права граждан и плюрализм мнений, авторитет власти выявляется достаточно достоверно.
Критериями авторитета власти являются:
ü результаты выборов лидеров страны, руководителей местных органов власти;
ü текущие рейтинги лидеров страны, а также парламента и судебных органов;
ü характер обращений граждан в средства массовой информации;
ü степень международного авторитета страны.
Аналитические центры цивилизованных государств должны постоянно отслеживать текущие рейтинги своих руководителей, давать необходимые рекомендации по корректировке их политики.
В России проблема авторитета власти весьма актуальна. Вне всякого сомнения, в условиях реформируемого переходного общества очень трудно одновременно удовлетворить требования всего населения, однако неоправданное социальное расслоение граждан, криминализация общества, коррумпированность части чиновников неизбежно снижают рейтинг руководителей.
Эффективность власти во многом зависит от ее легитимности (от лат. legitimus — согласный с законами, законный, правомерный). История понятия «легитимность» восходит к средним векам, когда оно обозначало согласие с обычаями, традициями и установленным поведением и преимущественно трактовалось как право верховных должностных лиц поступать согласно обычаям. Но уже с середины XIV в. легитимность начинает обозначать правомочия выборной власти.
В научный обиход термин «легитимность» ввел Макс Вебер (1864-1920). Немецкий ученый указал на то, что любая власть нуждается в самооправдании, признании и поддержке. Понятие «легитимность» часто переводится как «законность», что не совсем точно, так как Вебер имел в виду не юридические, а социологические (поведенческие) характеристики господства (власти) и придавал главное значение фактору монопольного применения насилия.
Легитимация — процедура общественного признания какого-либо действия, события или факта, действующего лица. Она призвана обеспечить повиновение, согласие, политическое участие без принуждения, а если повиновение не достигается, то она помогает оправдать принуждение, использование силы.
Для поддержания легитимности власти используют многие средства: изменение законодательства и механизма государственного управления в соответствии с новыми требованиями; обращение к национальным традициям; реализация легальных мер предосторожности против возможного снижения легитимности власти; поддержание в обществе законности и правопорядка и др.
Показателями легитимности власти выступают: уровень принуждения, применяемый для проведения политики в жизнь; наличие попыток свержения правительства или лидера; сила проявления гражданского неповиновения; результаты выборов, референдумов; массовость демонстраций в поддержку власти (оппозиции) и др.
Противоположный процесс легитимации — делегитимация, т. е. утрата доверия, лишение политики и власти общественного кредита. Основными причинами делегитимации являются:
ü противоречие между универсальными ценностями, господствующими в обществе, и эгоистическими интересами властвующей элиты;
ü противоречие между идеей демократии и социально-политической практикой, что проявляется в попытках решить проблемы силовым путем, нажимом на средства массовой информации;
ü отсутствие в политической системе механизмов по защите интересов народных масс;
ü нарастание бюрократизации и коррумпированности;
ü национализм, этнический сепаратизм в многонациональных государствах, проявляющиеся в отвержении федеральной власти;
ü потеря правящей элитой веры в правомерность своей власти; возникновение внутри нее острых социальных противоречий, столкновение разных ветвей власти.
Избирательная
система
Законодательная власть в Нидерландах представлена двухпалатным Парламентом (Генеральными штатами), состоящим из 225 депутатов. Нижняя палата – Палата представителей (150 депутатов), избираемых путем всеобщих прямых выборов на основе пропорционального представительства сроком на четыре года. Сенат – 75 сенаторов, избираемых путем косвенны ...
Становление социального государства.
К середине XIX в. повышение роли социальных функций государства стало настолько очевидным, что возникла необходимость в фиксации этого нового качества. Понятие "социальное государство", введенное в научный оборот Лоренцом фон Штайном в 1850 г., вместило в себя атрибуты, присущие данному феномену. В определении социального госуд ...
Влияние ментальных особенностей и традиций на формирование политических элит Ближнего Востока
Политическая элита относится к привилегированному слою общества, формирующему нормы политической жизни и оказывающему в переходном обществе определяющее влияние на управление государством. Деятельность политической элиты, в свою очередь, подчинена определенным канонам, складывающимся в течение всей истории развития общества, распростране ...