Судебная власть, как и законодательная и исполнительная, является самостоятельной и независимой. Как записано в Конституции РФ (ст. 118), правосудие в России осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного и административного судопроизводства. При этом судебная система в РФ устанавливается Конституцией РФ, Федеральным конституционном законом. Создание чрезвычайных судов не допускается. Судья независимы и подчиняются только Конституции РФ и Федеральному закону, несменяемы и неприкосновенны. Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с Федеральным законом.
Установленные Конституцией РФ и законами полномочия органов судебной власти присущи только этой ветви власти, и ни один орган других ветвей власти не имеет право вторгаться в его компетенцию.
Судебная деятельность – одна из форм государственной деятельности. Но судебная власть отличается от законодательной и исполнительной тем, сто обеспечивает законность своими, присущими только ей методами и действует в особом порядке.
Судебная власть в России как одна из опор государства представляет собой, согласно Конституции РФ 1993г., соединение трёх структур: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и система федеральных судов общей юрисдикции (Верховные суды республик, краевых, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные, военные и специализированные суды), Высший арбитражный Суд и система федеральных арбитражных судов (арбитражные суды округов и арбитражные суды в субъектах РФ).
Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей. Он разрешает дела о соответствии Конституции РФ:
- федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
- конституции республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти субъектов РФ;
- договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;
- не вступивших в силу международных договоров РФ.
Конституционный суд РФ разрешает споры о компетенции;
- между федеральными органами государственной власти;
- между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
- между высшими органами государственной власти субъектов РФ.
Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных Федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и даёт разъяснения по вопросам судебной практики.
Высший арбитражный суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных Федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и даёт разъяснения по вопросам судебной практики.
Судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ.
Судьи других федеральных судом назначаются Президентом РФ в порядке, установленном Федеральным законом.
Все судебные органы имеют общие признаки, отличающие органы судебной власти от других органов государства:
1) правосудие осуществляется только судом;
2) только при помощи способов, указанных в законе;
3) основано на точном соблюдении закона;
4) осуществляется только в процессуальной форме;
5) суду предоставлено право применять государственное принуждение.
Таким образом, можно сказать, что в настоящее время остро стоит задача укрепления судебной власти, которая, к сожалению, пока ещё является довольно слабой, а порой и беспомощной. А между тем только сильное и авторитетное правосудие может обеспечить эффективность усилий других ветвей власти, а главное – действенную защиту прав граждан. О постепенном становлении судебной системы в России убедительно свидетельствуют принятие и реализация ряда важнейших законодательных актов, касающихся как общих принципов построения судебной власти, так и конкретных её звеньев.
Кризис либерализма - взгляд из общества
Когда мне предложили тему, не связанную с политикой, я расстроилась, поскольку не считаю себя специалистом по обществу. Но размышляя на заданную тему, поняла, что для того чтобы осознать причины кризиса либерализма, нужно уйти с политического поля, правила игры на котором неразвиты, имитационны и носят характер, скорее, демонстрационной ...
Образование и воспитание
Образование как социальное явление ориентировано не только на подготовку специалистов, но и на формирование личности, выполняя важнейшую функцию социализации и воспитания. Огромное значение приобретает формирование духовного мира молодого человека, его становление как творческой личности, как патриота и гражданина. Для воспитательного по ...
Партийные системы
В зависимости от положения политических партий в политической системе, взаимодействия между ними, типа самих политических партий складывается партийная система, под которой понимается совокупность всех политических партий, действующих в данной стране, их взаимоотношения друг с другом. Важным вопросом в характеристике партийных систем явл ...