Исполнительную власть в РФ осуществляет Правительство РФ. Оно состоит из председателя правительства, его заместителей и федеральных министров. Формирование правительства входит в компетенцию Президента РФ. Он назначает с согласия Государственной Думы председателя правительства. Если Государственная Дума такого согласия не даёт и трижды отклоняет предложенную кандидатуру, глава государства распускает Государственную Думу и единолично назначает премьер. Премьер, в недельный срок предоставляет Президенту предложения о структуре федеральных органов и предложения по персональному составу Правительства. Только Президент вправе принять решение об отставке Правительства. Причём Конституция не требует от Президента публичной мотивации его решения.
В соответствии с конституцией Правительство РФ (ст. 114 п. 1):
- разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчёты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;
- обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;
- обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
- осуществляет управление федеральной собственностью;
- осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;
- осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
- осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.
Согласно со ст. 115:
Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.
Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации, но в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.
В систему федеральных органов исполнительной власти входят министерства РФ, государственные комитеты РФ, федеральные комиссии РФ, федеральные службы РФ, российские агентства, федеральные надзоры России, иные федеральные органы исполнительной власти (Перечень министерств ведомств приводится в Приложении А). Состав и структура органов федеральной исполнительной власти постоянно совершенствуются. Согласно Указам Президента РФ от 14 августа 1996г. и 17 марта 1997г. «О совершенствовании структуры федеральных органов исполнительной власти», численность министерств и ведомств сокращена с 89 до 66 в 1996г., и до 61 в 1997г. Однако позже возникли новые министерства и ведомства, возросла численность их работников.
Министерство РФ – это федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности. Министерство, как правило, руководит определённой отраслью. Во главе федерального министерства стоит министр, который назначается на должность и смещается с неё президентом по представлению главы правительства. Министры входят в состав правительства с правом решающего голоса. Федеральные министерства подчинены правительству и работают под его руководством.
Государственный комитет РФ и Федеральная комиссия РФ – это федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесённым к их ведению, а также функциональное регулирование в определённой сфере деятельности. Создание, ликвидация, реорганизация входят в компетенцию Президента РФ, а назначение на должности осуществляет Правительство РФ. Во главе государственного комитета стоит председатель государственного комитета, во главе федеральной комиссии – председатель федеральной комиссии. Они не имеют право решающего голоса на заседаниях Правительства РФ.
Федеральная служба РФ, российское агентство, федеральный надзор РФ – это федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие специальные функции(исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и т.д.) в установленных сферах ведения. Федеральная служба возглавляется руководителем или директором, российское агентство – генеральным директором, федеральный надзор – начальником. Они создаются, упраздняются и реорганизуются Президентом РФ. Назначение на должности руководителей этих ведомств осуществляются правительством РФ, кроме тех, что подчиняются непосредственно Президенту РФ (ФАПСИ, ФСБ, Служба внешней разведки, Федеральная служба охраны и др.).
Понятие политический режим
Вряд ли можно назвать другую тему в политологии, которая бы так непосредственно задевала интересы каждого, как тема политических режимов. Это и понятно, ибо вопрос о том, в каких условиях жить человеку – демократических, авторитарных или тоталитарных, быть свободным или ждать неоправданных преследований, наказаний и репрессий – не послед ...
Классификация и особенности партийной системы
Республики Беларусь. Причины слабости политических партий
В политологии существует множество моделей типологии политических партий по числу критериев (признаков), которые могут быть положены в основу классификации. Важнейшими из таких критериев являются организационные структуры и членство. В соответствии с ними различают партии массовые и кадровые. В Беларуси примером массовой партии до 1991 г ...
Теоретическое исследование феномена «партия власти»
Общепринятое в мировой практике понятие партии власти в демократическом государстве — это синоним правящей партии, то есть той партии или коалиции, которая победила на выборах в парламент или на президентских выборах и сформировала правительство.1. Такой механизм реализуется в условиях многопартийной системы, играющей доминирующую роль в ...

