Церковь во все времена играла важную роль в жизни общества. Уже в раннеклассовых обществах, существовавших в форме городов-государств, имелось три центра управления – городская община, дворец и храм.
Существует два основных вида взаимоотношений церкви и государства:
- наличие государственной церкви, у которой закреплено ее привилегированное положение по сравнению с другими вероисповеданиями;
- режим отделения церкви от государства и школы от церкви.
Статус государственной церкви характеризуется следующими моментами:
- за церковью признается право собственности на широкий круг объектов – землю, здания, сооружения, предметы культа и т. п.;
- церковь получает от государства различные субсидии и материальную помощь;
- церковь наделяется рядом юридических полномочий (в основном в области брачно-семейных отношений);
- имеет право участвовать в политической жизни, в частности, через свое представительство в государственных органах;
- обладает широкими полномочиями в области воспитания и образования подрастающего поколения. Как правило, в образовательных учреждениях предусмотрено обязательное преподавание религии.
Для режима отделения церкви от государства (Россия, Франция, Германия, Португалия и др.) характерно следующее:
- государство регулирует деятельность религиозных организаций, осуществляет контроль за ними, но не вмешивается в их внутреннюю, внутрицерковную деятельность;
- государство не оказывает церкви материальной, финансовой поддержки;
- церковь не выполняет государственных функций и вообще не вмешивается в дела государства: занимается лишь вопросами, связанными с удовлетворением религиозных потребностей граждан;
- отношения между государством и церковью строятся на основе юридически закрепленного принципа свободы совести и вероисповедания, что предполагает свободу выбора религии и убеждений, отсутствие права государства контролировать отношение своих граждан к религии и вести их учет по религиозному принципу, равенство всех религиозных объединений перед законом.
Нормальное состояние взаимоотношений государства и церкви предполагает их сотрудничество, партнерство в решении насущных общественных задач, а не полную изоляцию друг от друга [12].
Это теория. А что происходит на практике? Какова роль Русской Православной Церкви (РПЦ) в политической жизни современного российского общества?
Природа и сущность политического лидерства
В рамках данной работы мы рассмотрим понятия “лидер” и “лидерство” в самом широком значении, т.е. безотносительно к конкретной форме и сфере их проявления. Эти знания помогут более полно и глубоко понять специфику непосредственно интересующих политологию сложных явлений – “политический лидер” и “политическое лидерство”. Понятие “лидерств ...
Бюрократизм: сущность и формы проявления
Традиционно при анализе и оценке государственного управления в нем обнаруживается и отмечается наличие бюрократизма. Проявления последнего стали чуть ли не национальной чертой российского государственного аппарата. О бюрократизме николаевской России резко писал А. де Кюстин (1839 г.). Позднее, в послереформенный период (1882 г.) Р.А. Фад ...
Развитие бюрократии в России
Система управления, в которой карьера зависит от личных профессиональных качеств, возникла еще в допетровской России. Когда в 16 веке в Московском государстве начали возникать функционально-специализированные органы государственного управления, «приказы», то работающие в них незнатные дьяки постепенно стали играть не менее важную роль, ч ...