Обстановка несколько разрядилась с подписанием договоренности президента СРЮ Слободана Милошевича и специального посланника НАТО Ричарда Холбрука. Вместе с тем штаб-квартира НАТО поддерживает в полной боевой готовности силы, которые могут нанести бомбовые удары по сербским силам в Косово, а возможно, и по объектам в других частях Югославии.
Контроль за выполнением условий соглашения возложен на международную миссию в составе 2000 человек из 54 государств - членов ОБСЕ, включая Россию, страны ЕС и США. Воздушную проверку реализации соглашения будут осуществлять в основном ВВС США. Хотя Россия и заявила о своей готовности принять участие в воздушных проверках, но в НАТО не испытывают радости от такой перспективы.
Альянс планирует подписать отдельное соглашение с ОБСЕ, чтобы обе системы проверки — наземная и воздушная - были взаимоувязаны. Между инспекционными мероприятиями планируется организовать полную координацию.
Как показывает анализ, реализация мирных инициатив в Косово может растянуться на длительное время. К такой перспективе, вроде бы, на Западе готовы, но с одной оговоркой — Слободан Милошевич должен полностью подчиниться резолюциям Совета Безопасности ООН по Косово.
Руководство СРЮ, находясь в цейтноте под угрозой введения полномасштабных экономико-дипломатических и военных санкций со стороны международного сообщества, вынуждено под международным давлением несколько ограничить усилия по силовому разрешению конфликта в Косово.
Несмотря на наличие серьезных расхождений в руководстве албанского большинства (группировки Ибрагима Руговы и Буяра Букоши) по поводу будущего края (полная независимость или федеральная автономия в составе СРЮ), они едины во мнении относительно необходимости международного арбитража при разрешении косовской проблемы и отвергает возможность проведения прямых переговоров с представителями Сербии.
Лидеры албанских сепаратистов не имеют контроля над освободительной армией Косово (ОАК), в которой преобладают крайне националистические настроения. Их действия носят характер партизанских с упором на террористические операции как против сербских военизированных сил, так и против своих политических противников. Руководство ОАК заявляет, что не приемлет достигнутых договоренностей между мировым сообществом и СРЮ по стабилизации обстановки в Косово. Это означает непосредственную угрозу жизни военных и наблюдателей, направляемых в Косово для мониторинга достигнутых договоренностей.
Анализируя обстановку, следует отметить, что Запад впервые за последние годы предпринял попытку поставить под сомнение сложившийся в Европе баланс сил. Политика НАТО (в первую очередь США) в данной ситуации красноречиво свидетельствует о том, что альянс всерьез рассматривает перспективу навязывания нового миропорядка, используя для этого грубое военное вмешательство, при котором действующие ныне основные международные институты будут упразднены, или их роль в значительной степени снизится. Как считает заместитель генерального секретаря НАТО по политическим вопросам Клаус Петер Клайбер, не только НАТО, но и все государства и международные организации должны адаптироваться к новым вызовам безопасности. Поэтому и международное право должно адаптироваться к новым условиям.
Этот ключевой вывод играет важную роль в понимании того, почему НАТО может предпринять военные действия без разрешающего мандата СБ ООН. Решение Совета НАТО о нанесении ударов по территории Югославии в обход Совета Безопасности ООН создает опасный прецедент безнаказанного нарушения международного законодательства. Мандат на применение военной силы, как известно, может дать только СБ ООН. НАТО по своему уставу может действовать только на территории стран — членов альянса и выходить за эти пределы исключительно с санкции ООН, как, например, в Боснии. Или же по просьбе страны, которая хочет найти защиту у НАТО. Все остальные варианты могут расцениваться не иначе, как военная агрессия со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Предпосылки возникновения американской политологической школы.
В социально-политической истории английских поселенческих колоний в Северной Америке выделяются два характерных периода, которые в известной мере разграничивают и ход идейной полемики по вопросам права, общественного и политического устройства. Первый период приходится на начало XVII в. и простирается до середины XVIII в., а второй охв ...
Проблемы национальных меньшинств, проживающих в Курдском автономном районе
Подъем курдского национально-освободительного движения, начиная с конца XIX в. и, в особенности, с середины 40-х годов XX в. создал основу для консолидации курдов, укрепления внутренних связей и роста взаимодействия между всеми частями курдского общества. В последней четверти XX в. курдский вопрос приобрел также международное звучание. В ...
Типология политических систем
Классификация политических систем основана на значительном числе различных критериев. Рассмотрим основные черты общепризнанных политических систем. Г. Алмонд выделяет четыре типа политических систем, существующих в современном мире. Это англо-американская, континентально-европейская, доиндустриальная и частично индустриальная, тоталитарн ...