При этом средства воздействия профсоюзов на нарушителей, как и сам контроль, закреплялось законодательно, что гарантировало их реальность и эффективность.
Все массовые общественные организации в лице их общесоюзных органов обладали, согласно ст. 113 Конституции СССР правом законодательной инициативы.
Совместно с государственными органами и самостоятельно они издавали в некоторых случаях акты, имевшие юридический характер.
Все это свидетельствует о том, что в некоторых странах общественные организации, так же как и различные государственные органы, имеют в своем распоряжении наряду с традиционными, присущими им с момента их возникновения средствами, и юридические рычаги воздействия.
Однако эти рычаги в отличие от юридических средств, находящихся в руках различных государственных органов, носят весьма ограниченный характер и возникают у общественных организаций не в силу самой природы данных объединений, а в силу предварительной или последующей санкции государства, в результате наделения их правом издания юридических актов уполномоченными на то государственными органами.
В политической системе общества государство выделяется тем, что обладает суверенитетом.
Суверенность государственной власти выступает как один из признаков государства.
Содержание этого признака заключается в верховенстве государственной власти по отношению ко всем гражданам и образуемым ими негосударственным организациям внутри страны и в независимости (самостоятельности) государства вовне, в проведении внешней политики и построении отношений с другими государствами.
Названные особенности не исчерпывают всей специфики государства как элемента политической системы общества среди других его структурных элементов.
Но они дают общее представление о нем самом, а также о факторах, определяющих его место и роль в политической системе.