Многопартийная система находится в нашей стране на стадии становления. Ее создание - наиважнейший элемент построения правового государства, современной политической системы.
Исторический процесс формирования многопартийной системы в Украине начался в начале XX столетия. Политическая палитра первых политических украинских партий, которые действовали с конца XIX ст.д.о середины 20 годов XX столетия, была достаточно разнообразной, но, прежде всего, это были социалистические и рабочие объединения. Среди них Украинская социал-демократическая рабочая партия, Украинская партия социалистов-революционеров, Украинская партия социалистов-федералистов, Украинская народная партия, Украинская партия самостийныкив-социалистов и др. Осуществить свою цель - возрождение нации - этим партиям не было суждено, ибо процесс формирования украинской государственности был прерван становлением советского тоталитаризма, который раздавил и сами партии, и их идеалы.
Современному политическому плюрализму на территории Украины немногим более 10 лет. Первые политические группировки возникают в середине 1988 г. На первом этапе создания многопартийной системы в Украине целиком закономерно возникает двухцветная типология с разделением политических сил на "правых-партократов" и "левых-демократов".
Первыми от политической спячки проснулись западные регионы Украины. Тут уже в середине 1988 г. были созданы Демократический союз (ДС) и Украинский Хельсинский союз (УХС). Это были группировки откровенно антикоммунистического направления) лидеры которых провели немало лет в концлагерях за политические взгляды. УХС была первой организацией в стране, которая заявила о необходимости построения самостоятельного украинского государства. Первой формально зарегистрированной политической партией явилась Украинская национальная партия (УНП) (октябрь 1989 г., Львов) во главе с многолетним политическим заключенным Г. Приходько.
Процесс возникновения политических объединений в Украине, как и в России и других постсоветских республиках, не был связан со структуризацией общества на определенные социальные группы. Закономерное следствие - формирование на первом этапе широких демократических коалиций. В Украине таким объединением стал Народный рух Украины за перестройку - первое массовое политическое объединение, которое собрало под свои знамена людей с разными политическими взглядами - от коммунистов до членов УХС. Это было время консолидации гражданско-политических объединений и группировок на основе борьбы за национальное, духовое, экономическое и политическое возрождение Украины. Весной 1990 г. во время выборов в Верховный Совет УССР и в местные органы власти начался активный процесс размежевания политических сил! Возникает необходимость создания партий с четкими политическими ориентирами и уставной дисциплиной. В республике в это время функционировало свыше 20 партий и объединений общей численностью приблизительно 30 тысяч членов.
Справа рядом с УНП возникает еще несколько партий того же направления. Это - "Государственная самостоятельность Украины" во главе с другим многолетним политическим заключенным Иваном Кандыбой, провозгласившая построение великой Украины от "Карпат до Кавказа", "Союз независимой украинской молодежи", "Украинский националистический союз", "Украинская христианско-демократическая партия" и др. Ни одно из национал-радикальных объединений не стало влиятельным даже в западных регионах Украины. Первой весомой политической силой национально-государственного направления стала Украинская республиканская партия (УРП) на основе Хельсинского союза.
Основания и ресурсы власти
Важнейшими факторами, определяющими содержание и механизмы власти, являются ее основания и ресурсы. Под основаниями власти понимаются ее база, источники, на которые опирается властная воля субъекта. Ресурсы власти — это реальные и потенциальные средства, которые используются (или могут быть использованы) для укрепления самой власти и ее ...
Вывод
Известно, что гражданское общество, рыночная экономика и политическая демократия тесным образом связаны друг с другом. В этом отношении не является исключением и Россия. В России – несколько позже, чем в большинстве западных стран – начали формироваться идеи конституционного права, гражданского общества, разделения властей, политического ...
Президентский иммунитет
В тексте Конституции США нигде прямо не говорится ни о каких-либо привилегиях президента, ни о его иммунитете. Постепенно в американский политико-правовой словарь прочно вошли понятия "иммунитет исполнительной власти" и "привилегии исполнительной власти", которые иногда именуются «президентской прерогативой». То есть, ...