Следует отметить, что до сих пор в среде западных ученых не выработано единого понимания глобальных проблем. Однако, несмотря на множество различных подходов к трактовке глобальных проблем, можно выделить основные отличия буржуазной глобалистики от марксистской. Разрывая естественно-природную и социально-политическую стороны или характеристики глобальных проблем, большинство буржуазных ученых придает им фатальный характер. Подобный подход существенным образом усложняет объективное рассмотрение глобальных проблем и путей их решения.
Обострение глобальных проблем во второй половине XX века по-новому заставило взглянуть на проблему предсказания будущего развития глобальных проблем. На волне “бума прогнозов” в 60 - 70-е годы возникает так называемая футурология (наука о будущем). В проектах решения глобальных проблем можно выделить четыре основные позиции рассмотрения роли и значения научно-технического прогресса:
Концепции (1), которые связывают решение глобальных проблем только с достижениями научно-технической революции, совершенно не учитывая их социальной направленности.
Концепции (2), которые полностью отрицают достижения научно-технического прогресса, выступают за остановку роста производства и прекращение деятельности по развитию науки, техники, освоению и преобразованию природы.
Концепции (3), которые игнорируют НТП в связи с решением глобальных проблем, но не отрицая его в обществе; основной упор делается на изменение духовной жизни людей.
Концепции (4), опирающиеся на марксистско-ленинскую методологию в решении глобальных проблем, предусматривающие необходимость соединения достижений научно-технического и социального прогресса общества.
Остановимся более подробно на сущности наиболее известных конкретных концепций. Представляют интерес близкие друг к другу теории так называемого “технологического оптимизма” и индустриализации, возникновение которых обусловлено бурным развитием научно-технического прогресса в 60-е годы нашего столетия (У. Ростоу, Дж. Гэлбрейт, Д. Белл, Р. Арон, Г. Кан и др.).
Основной теоретической посылкой индустриализма в 60-е годы является определение уровня социально-экономического развития страны не общественно-экономической формацией, а уровнем развития ее промышленно-технического потенциала. Предполагалось, что в дальнейшем развитии комплексной механизации, автоматизации, кибернетизации общественного производства будет наблюдаться значительный рост валового национального продукта на душу населения. И в результате этого от “индустриального общества” окажется возможным переход к “постиндустриальному”, в котором будет создано “общество изобилия”. Непродолжительный период популярности идей “индустриализма” объяснялся прежде всего тем, что их идеологи игнорировали реальные тенденции социально-экономического развития человечества и сводили общественный прогресс только лишь к техническому развитию.
Подъем второй волны “технологического оптимизма” приходится на вторую половину 70-х годов; она пришла на смену “экологического пессимизма”, но, по сути, является продолжением теорий “индустриализма”. На этом этапе идеи не получили широкого распространения.
Новый подъем идей “индустриализма” приходится на начало 80-х годов и связан с работами Г. Кана, в которых он предлагает модели новой “супериндустриальной” цивилизации и отстаивает теорию “неограниченного роста”. Не получив широкого распространения, оба эти подхода сменяются обращением взглядов к новой категории “качество жизни”, которая наряду с материальными его показателями включает и его духовные аспекты. И вот духовной-то стороне “качества жизни” и отдается предпочтение. Огромное значение придавалось в данных концепциях развитию личности, совершенствованию ее мировоззрения. И здесь на первый план выдвигалась наука, религия, право, мораль.
Институциализация функций
лидера.
Процесс зарождения политического лидерства можно наблюдать на примере стихийно возникшего митинга. Он может начаться на базе спонтанно собравшейся толпы без участия политических лидеров. Однако в ходе такого митинга обычно появляются инициаторы, пытающиеся перевести эмоциональный порыв в коллективные действия. Если это удается, то инициа ...
Политические концепции Х1Х начала ХХ вв.
Для первой половины Х1Х векам характерно упрочение буржуазных прав и свобод, принятие соответствующих кодексов и конституций. Развертывается деятельность политических партий. Возникает современное представительное государство в форме конституционной монархии или республики. В начале Х1Х в. проблемы науки о политике, политической власти и ...
Советский режим и средства массовой информации.
При тоталитарном коммунистическом режиме в СССР средства массовой информации использовались КПСС как средство для поддержания существовавшего государственного строя. Осуществлялась весьма тщательная цензура. Вся информация проходила пристальный отбор. Попадание на страницы печати, не говоря уже о радио или телевидении, любого материала, ...

