Революции - явления, известные истории многих (если не большинства) стран мира. Для политологов и политиков-практиков особый интерес представляют РЕВОЛЮЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ и РЕВОЛЮЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ. Здесь и дальше под "революцией социальной" я понимаю радикальные преобразования, приведшие к изменению способа производства и/или общественно-политического строя, а под "революцией политической" - преобразования, приведшие к радикальному изменению режима (типа власти) без изменения способа производства и/или общественно-политического строя. Как свидетельствует исторический опыт, в рамках одной социальной революции может произойти несколько политических. Говоря о социальной революции, я имею в виду, кроме того, не всякий переход от одного способа производства к другому (зачастую стихийный и растянутый на несколько веков, как это было во многих странах при переходе, например, от рабовладения к феодализму), но процесс относительно быстрой (несколько лет или десятилетий) трансформации, в которой достаточно осознанно участвуют заинтересованные социальные слои и классы - именно как слои и классы (т.е. на массовом уровне, а не на уровне отдельных представителей). Строго говоря, нам пока известен только один пример такого рода социальной революции: революция перехода от феодального способа производства к способу производства индустриальному (крупнотоварному машинному производству) с присущими последнему двумя видами общественного строя: капитализмом и этатизмом (суперэтатизмом), который часто ошибочно именуется "социализмом". В предыдущие, дофеодальные периоды истории человечества социальных революций такого рода не было. Неизвестно также, будет ли развиваться следующая революция перехода от одного способа производства к другому (т.е. революция социалистическая, коммунистическая) по тем же законам, что и предыдущая. Подозреваю, что не будет. Необходимо также разъяснить особенность применяемого в тексте понятия "революционный процесс". В отечественной литературе советского периода это понятие было эквивалентно понятию "мировой революционный процесс". Теория "мирового революционного процесса" сменила теорию "мировой социалистической революции" после 20-х гг., когда стал очевиден провал надежд на мировую революцию. Я, напротив, под "революционным процессом" понимаю естественноисторический, коренящийся в социальной природе человеческих сообществ феномен, который проявляется именно на национальном уровне, то есть в рамках истории и географии каждого конкретного государства. Социальная революция как природное объективно существующее явление представляет собой исторический ПРОЦЕСС, проходящий несколько ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ стадий. Стадии эти присущи революции органично, имманентны ей и неизбежно сменяют одна другую по мере развития революции - независимо от воли людей, участвующих в революции на какой бы то ни было стороне, то есть втянутых в революционный процесс. Стадии эти следующие: 1) революционная демократия;2) революционная диктатура;3) контрреволюционная диктатура в псевдореволюционных одеждах;4) контрреволюционная демократия;5) открытая контрреволюционная диктатура. На этом собственно революционный цикл заканчивается. За стадией открытой контрреволюционной диктатуры следует, в зависимости от конкретных особенностей места и времени, либо реставрация, либо вырождение режима контрреволюционной диктатуры до контрреволюционной демократии, то есть в любом случае стабилизация нового послереволюционного режима. Высветить особенности каждой из стадий можно, сопроводив их в качестве иллюстраций примерами из истории Великой Французской буржуазной революции как наиболее изученной, наиболее известной и давшей нам эти стадии в достаточно чистом виде.
Особенности политического влияния средств массовой информации
Неотъемлемой составной частью политики являются массовые коммуникации. Политика в большей мере, чем другие виды общественной деятельности, нуждается в специальных средствах информационного обмена, в установлении и поддержании постоянных связей между ее субъектами. Если, например, экономика вполне может функционировать на основе рыночного ...
Концепция ненасилия
Указанная концепция признает необходимость, целесообразность и оправданность отказа от использования насилия, силы вообще при решении каких бы то ни было социальных проблем, ставит в основу политической деятельности принципы гуманизма и требования общечеловеческой морали и нравственности. Идея ненасилия родилась в древневосточных религио ...
Формат современной партийной системы
В российской политике доминируют отношения патронажно-клиентельного типа, где партии становятся вторичными и являются результатом деятельности патронов, заинтересованных в институционализации клиентелы. Моноцентричность выгодна элите для удержания своих позиций, при этом активно применяются политико-технологические инструменты, например ...