лидера обычно сводятся к своевременному учету всех потребностей, четкой формулировке целей, взятию на себя ответственности за их реализацию, организации масс на ее осуществление. Это достаточно формальные функции, характеризующие основные этапы (стадии) осуществления социальной роли лидера. Что же касается характеристики функций лидера с точки зрения их содержания, то к ним можно отнести следующие:
1
.
Интеграция общества, объединение масс. Лидер призван воплощать в себе и представлять во взаимоотношениях с другими государствами национальное единство, объединять граждан вокруг общих целей и ценностей, подавать пример служения народу, государству, отечеству.
2.
Нахождение и принятие оптимальных политических решений. И хотя лидеры не застрахованы от ошибок, часто действуют не лучшим образом, все же именно способностью найти наиболее приемлемые пути решения общественных задач обычно оправдывается их пребывание на руководящих постах.
3.
Социальный арбитраж и патронаж, защита масс от беззакония, самоуправства бюрократии, дворянства и т.п., поддержание порядка и законности с помощью контроля, поощрения и наказания. Эта функция достаточно детально обоснована в концепции плебисцитарной вождистской демократии М.Вебера. Хотя социальный патронаж на деле реализуется далеко не всегда, вера в “хорошего царя”, “отца народов”, покровителя слабых и т.д. до сих пор широко распространена не только в массовом сознании государств с патриархальной политической культурой, но и в странах с вековыми демократическими традициями.
4.
Коммуникация власти и масс, упрочения каналов политической и эмоциональной связи и тем самым предотвращения отчуждения граждан от политического руководства. В условиях сложной многоступенчатой иерархии власти, ее бюрократизации, эта функция особенно значима. С помощью средств массовой информации, и прежде всего телевидения, а также в ходе встреч с избирателями и других мероприятий, президент и иные политические руководители имеют достаточно широкие возможности непосредственного общения с народом.
5.
Инициирование обновления, генерирование оптимиза и социальной энергии, мобилизация масс на реализацию политических целей. В этой группе объединены несколько близких по своей направленности функций. Лидер призван охранять народные традиции, своевременно замечать ростки нового, обеспечивать прогресс общества, вселять в массы веру в общественные идеалы и ценности. В большей мере выполнение этих функций присуще харизматическим лидерам, однако не только им. Так, например, достаточно успешно справился с задачей преодоления вьетнамского синдрома, национального пессимизма и апатии, американский президент Р. Рейган.
6.
Легитимация строя. Эта функция присуща главным образом лидерам в тоталитарных обществах. Когда политический режим не может найти своего оправдания в исторических традициях и демократических процедурах, то он вынужден искать его в особых качествах харизматических лидеров, которые наделяются необыкновенными, пророческими способностями, и в большей или меньшей степени обожествляются. Так было и в нашей стране, когда большевистская власть, безжалостно разрушая многовековые традиции, узаконивала свои действия гипертрофированным авторитетом Маркса, Ленина и Сталина, наделяя их чертами земных божеств.
Учение Дж. Остина о
праве
Формирование школы юридического позитивизма обычно относят к первой половине XX в. и связывают его с творчеством Джона Остина, который в 1826 г. возглавил первую кафедру юриспруденции в Лондонском университете, незадолго до этого открытого стараниями И. Бентама и его окружения. В цикле своих лекций под названием «Определение предмета ю ...
Политические учения в эпоху Средневековья и Возрождения
В средние века (
V – XV века н.э.) политическое знание принимает ярко выраженную религиозно-этическую форму. В средневековом мировоззрении господствует представление об определяющей роли Бога в природе, общественной и личной жизни. Власть осмысливается как осуществление божьего промысла. Повиновение государственной власти – одно из требо ...
Форма и структура
Прежде чем анализировать особенности партстроительства, рассмотрим вопрос, является ли «Единая Россия» партией вообще. На это существует две точки зрения: 1. А.Соловьев, О.Иванова, А.Федотов полагают, что в лице партий власти мы видим образования, которые невозможно идентифицировать как политические партии.1 Главный признак они видят в т ...