Особого внимания заслуживают работы Н. Макиавелли “Государь”, Ф. Ницше, Г. Гарда. Определенный вклад в изучение понятия лидерства и его психологических аспектов внесли Т. Карлейль и Р.У. Эмерсон.
Итак, Н. Макиавелли одним из первых дал развернутое описание образа лидера-государя, разработал технологию политической деятельности, лидерской активности. В его трактовке политический лидер-это государь, сплачивающий и представляющий все общество и использующий для сохранения своего господства и поддержания общественного порядка любые средства, в том числе хитрость и силу. Он считал, что политик должен соединять в себе черты льва и лисицы: лисицы, чтобы избежать расставленных капканов, льва, чтобы сокрушить противника в открытом бою. Макиавелли славит сильную личность властителя, непреклонно утверждающие высокие государственные цели и интересы.
Что же касается Т. Карлейля и Р. У. Эмерсона, то первый из них считает основную массу населения “убогой во всех отношениях”, неспособной нормально существовать без направляющей роли лидеров. История – это результат деятельности героических личностей. Подобные взгляды на политическое лидерство выражал и Эмерсон: “Все глубокие прозрения, - писал он, - удел выдающихся индивидов”.
На последующее развитие представлений о лидерстве большое влияние оказала концепция Ф. Ницше. Он пытался обосновать, что только великие личности, сверхчеловеки, как высшие представители человечества творят историю. Сверхчеловек не ограничен нормами существующей морали, стоит по ту сторону добра и зла. По его мнению, за устаревшую мораль цепляются слабые. Мораль по Ницше – это “орудие слабых”. Сверхчеловек может быть жестоким к обычным людям, это сильная волевая личность, возвышающаяся над человеком. Его отличают высокие жизненные силы и воля к власти.
Для французского социолога, основоположника социальной психологии Г. Тарда основной закон социальной жизни – подражание последователей лидеру. Большинство населения не способно к самостоятельному социальному творчеству. Без лидера не может быть прогресса, а без последователей не может быть лидерства как явления.
Нельзя также не сказать несколько слов о марксистской
трактовке лидерства. Марксизм ограничивает возможности активности политических лидеров исторической необходимостью и классовыми интересами. Политический лидер выступает здесь наиболее способным, сознательным и умелым выразителем воли класса, т.е. роль лидера рассматривается в обязательной связи с деятельностью классов, социальных групп.
Лидерство представляет собой исторически сложившуюся потребность людей в организации своей деятельности. Как уже упоминалось выше, сущность феномена лидерства, его интеграционный потенциал возникает из объективной необходимости, зависимости сторон друг в друге.
Основой феномена политического лидерства служит способность руководителя, а в этом качестве могут выступать как личности, так и организации, отражать и удовлетворять интересы своих последователей. Важнейшая функция лидерства – осуществление целенаправленного и успешного руководства. Оно предполагает способность правильной оценки и соотнесения целей, наличных возможностей и ресурсов политического действия.
Политическая информация становится важнейшим
управленческим ресурсом
Фактически право на официальную информацию является неотъемлемым атрибутом права на участие в делах государства и контроля за деятельностью публичной власти, то есть тех возможностей, ради которых Россия сделала поворот в сторону демократии в 1991 году. Конституция РФ предусматривает ряд норм, гарантирующих гражданам реализацию их права ...
Международные конфликты сегодня и учет их особенностей внешней политикой
России. Западные
исследования международного конфликта.
Проблемы конфликтов, кризисов и войн традиционно являлись центральными темами в работах многих известных международников, историков и политологов. Однако нельзя сказать, что о конфликте написано все. С развитием науки о международных отношениях и конфликтологии как ее отдельного направления число вопросов – в первую очередь связанных с п ...
Политико-правовая идеология анархизма
В противоположность теориям государственного социализма анархизм выступал за социальную революцию не при помощи государства, а против государства. Государство — централизованную иерархию чиновников и военных — анархизм считал не менее жестоким, чем буржуазия, угнетателем и эксплуататором трудящихся. Анархизмом называется отрицание госуда ...