Термин «популизм» (от лат. populus - народ) впервые появился в конце ХIХ века в США, после чего он прочно вошел в политический лексикон в течение последующего столетия. Правда, еще в Римской империи во II – I веках до нашей эры существовало идейно-политическое течение популяров, призванное отражать интересы простого народа - плебса. Популяров отличало ораторское мастерство, с помощью которого они стремились воздействовать на толпу. Однако значительных политических результатов это движение не имело.[4]
Популизм в той или иной мере присущ правителям и администрациям разных времен и народов. Как общественное движение, идеология и вид политической деятельности он достаточно молод, но это ему не помешало освоить совокупность тех средств и методов борьбы за власть и ее укрепление, которые были выработаны на протяжении всей человеческой цивилизации.[5]
Это движение родилось как протест против войны США с Мексикой в 1846-1848 годах, завершившейся захватом США ряда мексиканских земель, на которых утвердилось рабовладение. В ответ на это Генри Дэвид Торо - американский философ, писатель – организовал движение «гражданского неповиновения». Г. Д. Торо полагал, что граждане обладают естественным правом на социальную справедливость и, в случае ее нарушения, правом на сопротивление правительству, ведущему несправедливую политику. Торо считал, что если государство принимает несправедливые законы, то граждане имеют неотъемлемое право игнорировать их и проявлять свое неприятие этих законов не восстанием и насилием, а гражданским неповиновением. Основным средством такого неповиновения являются отказ от уплаты налогов, демонстрации, отказ от призыва на военную службу, саботаж госучреждений, которые по его мнению нравственно оправданы и являются мирной, ненасильственной революцией.
В 30-е годы почти во всех латиноамериканских странах возникли и окрепли партии популистского толка. В 1930 году к власти в Бразилии пришел опиравшийся на популистский либеральный альянс Ж.Варгас (был президентом до 1945 года). Ярко выраженную популистскую политику проводило правительство Ласаро Карденаса в Мексике в 1934 – 1940 годах, Хуана Доминго Перона в Аргентине (1946 – 1950гг. и 1973 – 1976 гг.), Алана Гарсии в Перу (1985 – 1990 гг.), Сандинистский фронт национального освобождения в Никарагуа (1979 – 1990 гг.). В настоящее время позиции популистских партий в Латинской Америке остаются по-прежнему сильными.[6]
К популистскому движению относится также народничество в России. Так, в Большом энциклопедическом словаре Ларусса (Франция) одно из определений популизма выглядит так: «Идеология и политическое движение (по-русски – народничество), получившее развитие в России в 1870-х годах, отстаивает специфический путь продвижения к социализму».
Одним из широкомасштабных течений современности, ведущих борьбу за социальную справедливость, исповедующих популистские принципы, является общественное движение, названное именем одного из его основателей, – гандизм. Оценивая современное ему общество как несправедливое и аморальное, Ганди разработал систему мирных, «моральных» средств для его преобразования. Эта система ненасильственной борьбы за приближение общества к божественному идеалу получила название сатьяграхи («упорство в истине»). Система сатьяграхи включила в себя две основные формы: несотрудничество и гражданское неповиновение. Несотрудничество выражалось в отказе от титулов, пожалованных колонизаторами, бойкоте правительственных учреждений, учебных заведений, в мирных демонстрациях. Неповиновение выражалось в нарушении отдельных, «несправедливых, аморальных» законов, в политических забастовках, «харталах» (отказ от любой деятельности), в отказе от уплаты налогов (в исключительных случаях).[7]
Социальным движение популистского характера, пользующимся значительным авторитетом среди населения планеты, является двитжение «за христианский социализм». Опираясь на проповеди Иисуса Христа и его последователей, на философские работы таких видных христианских мыслителей, как Н.А.Бердяев, члены этого движения называют себя христианскими социалистами.[8]
Тем не менее исторически корни популизма большинство западных и российских ученых усматривает в деятельности американских популистов на рубеже ХIХ – ХХ веков.
История возникновения института президентства в США. Зарождение
и сущность института президентства
Учреждение в системе государственной власти Российской Федерации поста президента значительно усилило внимание в нашем обществе к институту президентства в различных политических системах. Более 130 стран мира имеют в своем государственном устройстве пост президента. В разных странах президенты имеют разный объем полномочий. Эти обстояте ...
«Гуманистические» теории лидерства
Группа теорий лидерства, получивших название «гуманистические», во главу угла ставила развитие эффективной организации. По мнению представителей этого подхода, человек по самой своей природе — «существо мотивированное», а организация по своей природе всегда структурирована и контролируема. Главной функцией лидерства является модификация ...
Президентские правления
Президентское правление характеризуется такими чертами: отсутствие дуализма исполнительной власти, так как президент является одновременно главой государства и главой правительства; президент избирается непосредственно всей нацией; президент и парламент независимы один от другого, так как парламент не имеет права сместить президентское п ...