Идеи Локка и Монтескье оказали значительное влияние не только на будущие теоретические представления о правовой государственности, но и на раннебуржуазное конституционное законодательство и государственно-правовую практику. Это влияние отчетливо видно в конституции США 1787 г., во Французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г., в целом ряде других правовых актов.
С философским обоснованием теории правового государства выступил И. Кант. "Государство, - отметил он, - это объединение множества людей, подчиненных правовым законам". Благо государства, по Канту, состоит в наивысшей мере согласованности государственного строя с правовыми принципами, а стремиться к такой согласованности нас обязывает разум посредством категорического императива.
Если у Канта правовые законы и правовое государство - это обязанность, форма исполнения нравственного долга, то у Гегеля они - действительность, то есть практическое воплощение разума в определенных формах наличного бытия людей.
Обоснованные Монтескье идеи свободы, гражданских прав и разделения властей были положены в основу современных демократий.
Правовые государства складывались в разных странах по-разному, но в этом процессе есть общая существенная черта: это было движение человечества к свободе, осознанное стремление ограничить всевластие государства, заставив его уважать законы и права человека. Юридически это означает ограждение свободы человека и общества от неограниченного государственного вмешательства, примат права над государством, обязанность государства во всей деятельности руководствоваться законом.
Формирование правового государства предусматривает последовательное проведение в жизнь ряда основополагающих принципов:
господство закона во всех сферах гражданской жизни;
связанность законом самого государства и его органов. Суть его в том, что государство, издавшее закон, не имеет права само его нарушать;
нерушимость свободы личности, ее прав и интересов, чести и достоинства, их охрана и гарантии;
взаимная ответственность государства и личности перед гражданами, гражданскими организациями, другими государствами, всем международным сообществом. Государство должно определять и правовые меры ответственности своих официальных представителей за деяния, которые они осуществляют от имени государства и его органов;
правовое государство должно располагать эффективными формами контроля и наблюдения за осуществлением законов и других нормативно-юридических актов.
Концепция верховенства парламента означает, что никто, кроме избранного народом представительного органа, не имеет права издавать и изменять законы. Верховенство парламента означает также, что ни над ним, ни параллельно с ним не может быть другого института с аналогичными функциями. Гарантом принятых законов в правовом государстве выступает независимый суд.
В правовом государстве одной из главных ценностей выступает свобода человека. Мера индивидуальной свободы устанавливается законом и только им. Мера свободы на каждом историческом этапе отвечает уровню социально-экономического, политического и культурного развития. Ныне ориентиром выступают всеобщая Декларация прав человека, международные акты, принятые ООН.
Становление правового государства - длительный исторический процесс, протекающий одновременно с формированием гражданского общества. Ни правовое государство, ни гражданское общество не вводятся единовременным актом, не могут стать результатом чистого законодательства. Ни власть, ни само право не могут быть реальными гарантами исполнения законов. Государство может стать правовым только при условии превращения подданного в гражданина, следующего требованиям закона не из-за страха быть наказанным за его нарушения, а из чувства ответственности, повинуясь внутреннему долгу, самодисциплине.
Основой правопорядка в правовом государстве выступают не сами по себе законы, предписания и санкции, как бы идеально они ни были сформулированы. Юридические нормы не работают в безнравственном обществе. Первоосновой правового государства является поэтому определенный уровень правовой культуры, которая зиждется на фундаменте элементарной порядочности, нравственности, чувстве долга.
Создание правового государства требует целенаправленных усилий как от государства, так и от рядового гражданина.
Наряду с индивидуальной свободой правовое государство должно обеспечить свободу объединений.
Имидж политического лидера и особенности его формирования в России
Феномен лидерства неоднозначен и многомерен, и помимо политологии, изучается в рамках таких дисциплин, как психология, социология, история, философская антропология и др. Лидерство (англ. leadership) присутствует везде, где имеются более или менее устойчивые объединения людей, и требуются власть и организация - в семье, в группе, в учреж ...
Выводы
Военная операция коалиционной группировки вооруженных сил США и Великобритании против Ирака в марте - апреле 2003 года в значительной степени ускоряет формирование новой по сути системы международных отношений. Американо-британская коалиция, далеко не исчерпав всех возможностей политического урегулирования, в том числе потенциала ООН, на ...
Концепции политической борьбы за построение исламского общества
Необходимо отметить, что ни в чем так ярко не проявляется отличие исламских экстремистов от умеренных форм исламского фундаментализма, как в вопросах стратегии и методах борьбы. Следует обратить внимание на то, что среди идеологов исламского фундаментализма отсутствует согласие по данным вопросам, в частности, Коровиков А.В. выделяет в э ...