Идеи Локка и Монтескье оказали значительное влияние не только на будущие теоретические представления о правовой государственности, но и на раннебуржуазное конституционное законодательство и государственно-правовую практику. Это влияние отчетливо видно в конституции США 1787 г., во Французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г., в целом ряде других правовых актов.
С философским обоснованием теории правового государства выступил И. Кант. "Государство, - отметил он, - это объединение множества людей, подчиненных правовым законам". Благо государства, по Канту, состоит в наивысшей мере согласованности государственного строя с правовыми принципами, а стремиться к такой согласованности нас обязывает разум посредством категорического императива.
Если у Канта правовые законы и правовое государство - это обязанность, форма исполнения нравственного долга, то у Гегеля они - действительность, то есть практическое воплощение разума в определенных формах наличного бытия людей.
Обоснованные Монтескье идеи свободы, гражданских прав и разделения властей были положены в основу современных демократий.
Правовые государства складывались в разных странах по-разному, но в этом процессе есть общая существенная черта: это было движение человечества к свободе, осознанное стремление ограничить всевластие государства, заставив его уважать законы и права человека. Юридически это означает ограждение свободы человека и общества от неограниченного государственного вмешательства, примат права над государством, обязанность государства во всей деятельности руководствоваться законом.
Формирование правового государства предусматривает последовательное проведение в жизнь ряда основополагающих принципов:
господство закона во всех сферах гражданской жизни;
связанность законом самого государства и его органов. Суть его в том, что государство, издавшее закон, не имеет права само его нарушать;
нерушимость свободы личности, ее прав и интересов, чести и достоинства, их охрана и гарантии;
взаимная ответственность государства и личности перед гражданами, гражданскими организациями, другими государствами, всем международным сообществом. Государство должно определять и правовые меры ответственности своих официальных представителей за деяния, которые они осуществляют от имени государства и его органов;
правовое государство должно располагать эффективными формами контроля и наблюдения за осуществлением законов и других нормативно-юридических актов.
Концепция верховенства парламента означает, что никто, кроме избранного народом представительного органа, не имеет права издавать и изменять законы. Верховенство парламента означает также, что ни над ним, ни параллельно с ним не может быть другого института с аналогичными функциями. Гарантом принятых законов в правовом государстве выступает независимый суд.
В правовом государстве одной из главных ценностей выступает свобода человека. Мера индивидуальной свободы устанавливается законом и только им. Мера свободы на каждом историческом этапе отвечает уровню социально-экономического, политического и культурного развития. Ныне ориентиром выступают всеобщая Декларация прав человека, международные акты, принятые ООН.
Становление правового государства - длительный исторический процесс, протекающий одновременно с формированием гражданского общества. Ни правовое государство, ни гражданское общество не вводятся единовременным актом, не могут стать результатом чистого законодательства. Ни власть, ни само право не могут быть реальными гарантами исполнения законов. Государство может стать правовым только при условии превращения подданного в гражданина, следующего требованиям закона не из-за страха быть наказанным за его нарушения, а из чувства ответственности, повинуясь внутреннему долгу, самодисциплине.
Основой правопорядка в правовом государстве выступают не сами по себе законы, предписания и санкции, как бы идеально они ни были сформулированы. Юридические нормы не работают в безнравственном обществе. Первоосновой правового государства является поэтому определенный уровень правовой культуры, которая зиждется на фундаменте элементарной порядочности, нравственности, чувстве долга.
Создание правового государства требует целенаправленных усилий как от государства, так и от рядового гражданина.
Наряду с индивидуальной свободой правовое государство должно обеспечить свободу объединений.
«Гуманистические» теории лидерства
Группа теорий лидерства, получивших название «гуманистические», во главу угла ставила развитие эффективной организации. По мнению представителей этого подхода, человек по самой своей природе — «существо мотивированное», а организация по своей природе всегда структурирована и контролируема. Главной функцией лидерства является модификация ...
Операция ОВС НАТО в Югославии «Решительная сила». Концептуально-исторический
анализ современных вооруженных конфликтов
На протяжении длительной истории политика враждующих государств, как правило, строилась и проводилась на основе симметричного военного противостояния, которое часто переходило в вооруженный конфликт, войну. Это всегда обуславливало необходимость иметь и содержать в высокой готовности войска. И вполне естественно, что в течение длительног ...
Классификация политических партий
Соперничество политических групп, объединенных вокруг влиятельных семей или популярных лидеров, в течение многих веков составляло характерную, существенную черту политической истории. Но такие организации, которые мы называем политическими партиями, возникли в Европе и в США в начале XIX века. В настоящее время в России действует более ш ...