logotype
    • Главная
    • Новое
    • Популярное
    • Карта сайта
Президентские правления
Страница 1
Другая политология » Демократические политические режимы » Президентские правления

Президентское правление характеризуется такими чертами:

отсутствие дуализма исполнительной власти, так как президент является одновременно главой государства и главой правительства;

президент избирается непосредственно всей нацией;

президент и парламент независимы один от другого, так как парламент не имеет права сместить президентское правительство с помощью вотума недоверия, а президент не может распустить парламент.

Поскольку правовые нормы при президентском режиме не определяют права парламента сместить правительство, выразив ему вотум недоверия, президент имеет возможность сформировать правительство из представителей своей собственной партии (а также других партий, поддержавших его на президентских выборах) даже в том случае, если партия не располагает большинством мест в парламенте. Иначе говоря, для того чтобы партия (блок партий) смогла сформировать правительство при президентском режиме, ей (им) необходимо одержать победу на президентских, а не на парламентских выборах. В политической практике нередко возникает ситуация "разделенного правления", при которой на президентских выборах побеждает одна партия (блок партий), а парламентские выборы приносят победу другой. В этом случае исполнительная и законодательная власти контролируются разными политическими силами. Поэтому президентский режим может существовать только тогда, когда между соперничающими партиями нет серьезных разногласий, касающихся наиболее важных проблем общественной жизни, а их соперничество за власть не приводит к глубоким конфликтам. Наиболее красноречивый пример такого правления - США, где ситуация "раздельного правления" достаточно частое явление, ибо обе партии, доминирующие на политической арене этой страны, - и республиканская, и демократическая - разделяют одни и те же ценности, и расхождения между ними носят тактический, а не стратегический характер.

Значительное число западных демократий едва ли подходит под вышеописанные "чистые" формы правления. Большинство из них представляют собой смешанные формы, среди которых следует выделить две модели.

Президентско-парламентская форма правления (например, Веймарская республика или Французская республика). Здесь президент играет значительно более важную роль, чем при парламентской модели. Президент государства в таких системах избирается на прямых выборах, он оказывает существенное влияние на создание правительства и назначение служебных лиц на ключевые посты. Но правительство зависит не только от президента, оно ответственно также перед парламентом и может быть заменено последним. Важную, роль при таком правлении играют партийная система и парламентское большинство. Президент во Франции только тогда может прочно удерживать свои позиции, когда располагает большинством в парламенте.

Другая модель может быть проиллюстрирована на примере Швейцарии, где действует конституция, которая объединила в себе черты президентской и парламентской форм правления. Хотя парламент и выбирает правительство, но не может его отозвать. В свою очередь, правительству не принадлежит право решения, касающегося парламента. Правительственный пост и депутатский мандат не совместимы. Правительство - в отличие от президентской системы - имеет право законодательной инициативы.

"Смешанные формы" правления характерны и для большинства стран СНГ, в том числе и для Украины. Процесс перехода от тоталитаризма к демократии привел здесь к непродуманному, произвольному соединению элементов той и другой форм правления. Посты президентов сосуществуют тут с парламентами, наделенными не только законодательными, контролирующими, но и регулирующими функциями. Не разработанность четкого статуса правительства, отсутствие точного разграничения функций различных властных структур, а также детально разработанного механизма сдержек и противовесов, который шлифовался в странах западной демократии веками, неопределенность во взаимоотношениях центральных и местных органов власти приводят к изнурительной и болезненной для общества борьбе между законодательной и исполнительной ветвями власти, создают иногда угрожающие для государственной стабильности кризисы власти.

Страницы: 1 2

Другое о политике:

Развитие политической системы независимой Украины.
Политическая система Украины - это система организации власти в стране. Вся власть в Украине поделена на три ветви: исполнительную, законодательную и судебную. Конституция Украины определяет Президента как главу государства, который выступает от его имени. Президент является гарантом государственного суверенитета, территориальной целостн ...

Проблемы молодёжи в современной России
По данным государственных докладов, а также докладов, которые появились в ряде субъектов Российской Федерации и существенно уточняют картину положения молодежи в стране, можно выделить следующие моменты, касающиеся современного положения молодежи в нашей стране: 1. Стремительное падение рождаемости в стране в конце ХХ – начале ХХI вв. По ...

Механизм формирования политической элиты
В мире существуют две тенденции в формировании и воспроизводстве политической элиты. Первая типична для государств с недемократическими режимами и характеризуется закрытостью, узкой социальной базой формирования кругом лиц, осуществляющих отбор. Обычен для государств с низкой социальной мобильностью. Закрытый тип рекрутирования является ...



Разделы

  • Главная
  • Политическое отчуждение
  • Доктрина Монро
  • Политический маркетинг
  • Политическая реклама
  • Правящая элита
  • Другая политология


Политическое лидерство

  • Понятие лидера и лидерства
  • Типология политических лидеров
  • Функции политического лидерства

Тоталитаризм

  • Из истории термина "тоталитаризм"
  • Пять признаков тоталитаризма
  • Некоторые исследования тоталитаризма

Взаимоотношения народов России

  • Взаимоотношения народов Сибири и России
  • Россия и народы Кавказа
  • Взаимоотношения Украины и России

Феномен харизматического лидера

  • Харизматический лидер
  • Дореволюционный период
  • Советский период и наше время
Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.nowpolitolog.ru