Дальнейшее развитие и углубление античной политической мысли после Платона связано с именем его ученика и критика Аристотеля (384 – 322 гг. до н.э.), которому принадлежат крылатые слова: "Платон мне друг, но больший друг – истина".Аристотель – один из самых универсальных мыслителей в истории. К сожалению, многие из его произведений утеряны. Политическая тематика подробно освещается в таких сохранившихся его работах, как "Политика", "Афинская полития", "Этика".
Аристотель предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике. Политика как наука у него тесно связана с этикой. Научное понимание политики предполагает, по Аристотелю, развитие представлений о нравственности (добродетелях), знание этики (нравов). Этика предстает как начало политики, введение к ней.
Государство, по Аристотелю, продукт естественного развития. В этом отношении оно подобно таким естественно возникшим первичным общениям как семья и селение. Но государство - высшая форма общения, обнимающая собой все остальные общения.
Аристотель проводит классификацию существующих форм государственного правления на правильные и неправильные (см. схему 4) В основе этой классификации лежит принцип: служит ли данная форма правления достижению общей пользы или личному благу правителей. Правильной он считает такую форму государственного устройства, при которой преследуется общее благо, независимо от того, правят ли один, немногие или многие, Неправильной – такую форму, при которой преследуются частные цели. Между этими двумя группами он устанавливает определенную взаимосвязь. Неправильные формы выступают как отклонения от правильной. В первую группу входят монархия, аристократия и полития. Отклонения от монархии – тирания, от аристократии – олигархия, от политии – демократия.
Однако, если Платон искал идеальное устройство, то Аристотель в качестве наилучшей предпочитает рекомендовать одну из существующих форм. В качестве такой формы он рассматривает политию. В политии, по его мнению, правит большинство в интересах общей пользы. Данная форма государства соединяет в себе лучшие стороны аристократии и демократии, но свободна от их крайностей и недостатков.
Определенный вклад в трактовку государства внес знаменитый римский оратор и мыслитель Марк Тулий Цицерон (106 – 43 до н.э.). У него государство предстает как согласованное правовое общение, он считал его воплощением справедливости и права. В отличие от Платона и Аристотеля, считавших естественное право и государство неотделимыми, Цицерон говорил, что естественное право возникло раньше любого писанного закона, раньше создания государства. В этом отношении Цицерон стоял у истоков понимания идей "правового государства". Наиболее разумной он считал смешанную форму государства, в которой соединялись бы царская власть, аристократия и демократия.
Таким образом, основными проблемами политической философии древности являлись формы государственности, характер власти, положение индивида в государстве.
Принципы КПРФ
Справедливость – это возможность каждому реализовать свои таланты. Работа для всех. Перспективы для молодежи. Благополучие семьи. Уважение к достоинству личности и честному труду. Счастливое детство и обеспеченная старость. Все то, чего лишил нас криминальный режим. Державность – это государственная мощь, соединенная с отеческой строгост ...
Заключение.
Уже в древности в рамках всеохватывающего философского знания сложились и развивались политические теории, в центре внимания которых находились такие вопросы, как сущность, происхождение, цели, основные формы и пути развития государства, его воздействие на граждан и др. Главное из них - поиск основ наилучшего порядка и правления, обоснов ...
Организации сми – участники избирательного процесса
Участвовать в избирательной кампании, информируя избирателей, могут любые организации СМИ независимо от формы собственности, территории распространения их продукции и любых иных обстоятельств. Участвовать в избирательной кампании путем предоставления эфирного времени, печатной площади для проведения предвыборной агитации могут только те ...