На наш взгляд, так называемый «исламский фактор» является наиболее реальной угрозой безопасности СНГ как геополитическому пространству. Но при этом необходимо совершенно четко представлять истоки этой проблемы, питающие магистрали, движущие силы и причины, актуализирующие политическую роль ислама в регионе. Это очень сложная тема.
Анализируя роль и место исламского экстремизма как геополитической силы в формировании внутренних и внешних угроз национальной безопасности государств СНГ и территориальной целостности России, мы не должны ограничиваться рассмотрением только лишь его религиозно-идеологической и эмоционально-разрушительной составляющих, надо смотреть гораздо шире.
На сегодня терроризм - это уже не только и не столько диверсанты-одиночки, угонщики самолетов и убийцы-камикадзе. Современный терроризм - это мощные структуры спецслужб, в том числе и государственных, с соответствующим их масштабам оснащением. Примеры Таджикистана, Косова, Чечни, 11 сентября в США, Афганистана и стоящих за ними мощных покровителей и доноров транснациональной природы показывают, что современный терроризм способен вести диверсионно-террористические войны, участвовать в масштабных вооруженных конфликтах.
Многие исследования[8] последних лет свидетельствуют, что ислам и мусульмане Советского Союза являлись объектом внешнего воздействия, и субъекты этого внешнего воздействия стремились и стремятся превратить мусульман из лояльных граждан этого государства в некую антигосударственную силу. Распад СССР и создание СНГ в какой-то степени стало следствием искусственно созданного (или возрожденного) напряжения по линии государство - ислам, государство - мусульмане.
Постсоветские государства СНГ - Россия, центральноазиатские государства (Таджикистан, Узбекистан, Киргизия, Казахстан, пока в наименьшей степени Туркменистан), а также Азербайджан и Украина - оказались перед лицом нового вызова. Этот вызов - внедряемый извне исламский экстремизм в форме ваххабизма[9].
Формы и методы внедрения ваххабизма многочисленны и разнообразны - направление миссионеров; идеологическая обработка мусульман из государств СНГ, прибывающих на хадж в Саудовскую Аравию; деятельность формально неправительственных фондов; вторжение из-за рубежа боевиков и вооруженных групп; террористическая активность; создание форпостов ваххабизма - Чечня при Дудаеве-Яндарбиеве-Масхадове, Дагестан (Кадарская зона), Таджикистан (Тавильдаринская зона). Вожделенный регион для создания ваххабитского форпоста - Ферганская долина.
Несомненно, распространители ваххабизма стремятся к распространению новой модели мироустройства. В том числе они стремятся к тому, чтобы идеи, сформулированные Ибн-Абд-аль-Ваххабом и его последователями заменили, вытеснили ислам, распространенный в Центральной Азии и на Кавказе, они реализуют задачу превращению ваххабизма из численно ограниченного направления в исламе, которое многие мусульмане расценивают как еретическое, в господствующее. Государства СНГ, в которых распространен ислам, оказались территорией, на которой развязана религиозная война, и первым объектом агрессии являются местные мусульмане.
Насущной для государств СНГ становится задача выработки новой политики в области государственно-религиозных отношений. Нельзя исключать и того, что назреет задача выработки международно-правовых механизмов, регулирующих межрелигиозное сосуществование и взаимодействие. Новизна этого вызова предполагает также новую конфигурацию геостратегических союзов в формирующемся суперрегионе, охватывающем Ближний и Средний Восток, Центральную Азию, Кавказ, а также Северную Африку, регион Персидского залива, Юго-Восточную Европу - в суперрегионе, относительное единство которого заключается в том, что он превращен в арену разобщающей религиозной войны.
Молодежная политика в современной России. Основные понятия молодёжной политики
Молодежная политика – это стратегия и тактика молодежного движения. Цель ее – все время отслеживать стремления и желания молодежи и на этой основе разрабатывать соответствующие программы, мероприятия, услуги. Такая стратегия подразумевает, что деятельность той или иной молодежной организации осуществляется на основе анализа состояния мол ...
Религия как фактор политической жизни общества
Как формы общественного сознания, религия и политика постоянно взаимодействуют, так как их носители практически одни и те же. Поэтому взаимовлияние их будет существовать до тех пор, пока они будут фигурировать в общественной жизни. Взаимовлияние политики и религии происходит на двух уровнях - структурном и функциональном. Структура полит ...
Функции государства
Природа государства и его положение в политической системе предполагают наличие ряда специфических функций, отличающих его от других политических институтов. Функциями государства называются основные направления его деятельности, связанные с суверенитетом государственной власти. От функций отличаются цели и задачи государства, отражающие ...