3) обладает чувством гордости за политические институты своей нации;
4) рассчитывает на оказание ему внимательного отношения со стороны официальных лиц;
5) с желанием обсуждает вопросы политики публично или в кругу друзей и знакомых;
6) открыто и лояльно выражает оппозиционные настроения;
7) с удовольствием участвует в общенациональных политических мероприятиях, например, кампаниях по выборам;
8) компетентно оценивает правительственную политику и считает своим долгом оказывать воздействие на эту политику лично или совместно с кем-нибудь из сограждан;
9) компетентно использует правовые установления в целях успешного противодействия актам произвола;
10) верит в то, что демократия участия является необходимой и желательной системой государственного управления.
В результате проведенного опроса "идеальная модель" политической культуры натолкнулась на реальные политические позиции граждан пяти обследованных стран. Так, воздействие правительства на их повседневную жизнь полностью отрицали 11% опрошенных американцев, 23% англичан, 17% западных немцев, 19% итальянцев, 66% мексиканцев. Регулярно интересуются политическими событиями 27% американцев, 23% англичан, 35% западных немцев, 11% итальянцев, 15% мексиканцев. "Посмешищем и глупостью" выглядят избирательные кампании в глазах 58% опрошенных американцев, 37% англичан, 46% западных немцев, 15% итальянцев и 32% мексиканцев.
Если сравнить эти данные и данные о характере ориентации на политическую систему граждан в развитых европейских странах в 1985 году, т.е. 20 лет спустя, то можно установить следующую картину: "недовольство тем, как действует демократия" высказали 43% англичан, 48% французов, 38% голландцев, 45% ирландцев, 72% итальянцев. Естественно, следует учитывать, что и уровень притязаний граждан значительно вырос. Высказанное же негативное отношение к существующей демократической политической системе в развитых странах не мешает ей оставаться самой стабильной и социально эффективной.
Критика концепции политической культуры Г. Алмонда за преимущественно психологическую трактовку феномена не умаляет ее революционного влияния на политическую науку. Введение идеи политической культуры в политологический анализ позволило сформулировать универсальный объяснительный принцип: конечной причиной политики конкретного общества является система его политической культуры. Тем самым был дан толчок развитию сравнительной политологии. В контексте концепции политической культуры оказалось возможным объяснить различную эффективность схожих политических институтов, действующих в разных странах. Она объясняется доминирующей в обществе политической культурой, уровнем ее однородности. Это позволило Г. Алмонду выделить по характеру культуры четыре типа политических систем:
1) англо-американские политические системы, характеризующиеся гомогенной и секуляризированной политической культурой;
2) континентальные западноевропейские системы с фрагментарной политической культурой, состоящей из смешанных политических субкультур;
3) доиндустриальные и частично-индустриальные политические системы с дифференцированными политическими культурами;
4) тоталитарные политические системы с гомогенной политической культурой, "гомогенность в которых искусственна".
Например, при всей автономности участников политического процесса в Великобритании, стабильность и эффективность политической системы объясняется приверженностью граждан одним и тем же политическим ценностям - традиционализму, элитаризму, индивидуализму, политической лояльности, законопослушанию, политическому активизму и викторианским ценностям.
Не менее важно и то, что определение политической культуры через совокупность политических ориентации позволяет логически различать переменные величины политических взаимодействий и дает возможность измерить их качественные и количественные параметры.
Теоретические основы современных республик:
концепция разделения властей Ш.Монтескье и идея народного суверенитета Ж.Ж.
Руссо
Основными теоретическими основами современных республик являются две концепции: разделение властей и народного суверенитета. Шарль Луи Монтескье(1689—1755) занимает почетное место в истории мировой политической мысли. Родившись за 100 лет до Великой Французской революции, он стал одним из первых мыслителей, стремившихся подойти к вопросу ...
Политическая система Швеции
a) форма правления и государственный строй в Швеции. Королевство Швеция – конституционная монархия с парламентской формой правления. Глава государства – король (с сентября 1973 года – Карл Густав XVI), за которым по конституции сохраняются только представительные функции, то есть он не имеет политической власти и официально представляет ...
Политические взгляды Аристотеля
Разработку идеологии полисной землевладельческой знати продолжил великий древнегреческий философ Аристотель (384–322 гг. до н.э.). Он родился в небольшой греческой колонии Стагире (отсюда второе имя философа, упоминаемое в литературе, – Стагирит). Юношей Аристотель отправился в Афины и вступил в платоновскую Академию, где сначала учился, ...