3) обладает чувством гордости за политические институты своей нации;
4) рассчитывает на оказание ему внимательного отношения со стороны официальных лиц;
5) с желанием обсуждает вопросы политики публично или в кругу друзей и знакомых;
6) открыто и лояльно выражает оппозиционные настроения;
7) с удовольствием участвует в общенациональных политических мероприятиях, например, кампаниях по выборам;
8) компетентно оценивает правительственную политику и считает своим долгом оказывать воздействие на эту политику лично или совместно с кем-нибудь из сограждан;
9) компетентно использует правовые установления в целях успешного противодействия актам произвола;
10) верит в то, что демократия участия является необходимой и желательной системой государственного управления.
В результате проведенного опроса "идеальная модель" политической культуры натолкнулась на реальные политические позиции граждан пяти обследованных стран. Так, воздействие правительства на их повседневную жизнь полностью отрицали 11% опрошенных американцев, 23% англичан, 17% западных немцев, 19% итальянцев, 66% мексиканцев. Регулярно интересуются политическими событиями 27% американцев, 23% англичан, 35% западных немцев, 11% итальянцев, 15% мексиканцев. "Посмешищем и глупостью" выглядят избирательные кампании в глазах 58% опрошенных американцев, 37% англичан, 46% западных немцев, 15% итальянцев и 32% мексиканцев.
Если сравнить эти данные и данные о характере ориентации на политическую систему граждан в развитых европейских странах в 1985 году, т.е. 20 лет спустя, то можно установить следующую картину: "недовольство тем, как действует демократия" высказали 43% англичан, 48% французов, 38% голландцев, 45% ирландцев, 72% итальянцев. Естественно, следует учитывать, что и уровень притязаний граждан значительно вырос. Высказанное же негативное отношение к существующей демократической политической системе в развитых странах не мешает ей оставаться самой стабильной и социально эффективной.
Критика концепции политической культуры Г. Алмонда за преимущественно психологическую трактовку феномена не умаляет ее революционного влияния на политическую науку. Введение идеи политической культуры в политологический анализ позволило сформулировать универсальный объяснительный принцип: конечной причиной политики конкретного общества является система его политической культуры. Тем самым был дан толчок развитию сравнительной политологии. В контексте концепции политической культуры оказалось возможным объяснить различную эффективность схожих политических институтов, действующих в разных странах. Она объясняется доминирующей в обществе политической культурой, уровнем ее однородности. Это позволило Г. Алмонду выделить по характеру культуры четыре типа политических систем:
1) англо-американские политические системы, характеризующиеся гомогенной и секуляризированной политической культурой;
2) континентальные западноевропейские системы с фрагментарной политической культурой, состоящей из смешанных политических субкультур;
3) доиндустриальные и частично-индустриальные политические системы с дифференцированными политическими культурами;
4) тоталитарные политические системы с гомогенной политической культурой, "гомогенность в которых искусственна".
Например, при всей автономности участников политического процесса в Великобритании, стабильность и эффективность политической системы объясняется приверженностью граждан одним и тем же политическим ценностям - традиционализму, элитаризму, индивидуализму, политической лояльности, законопослушанию, политическому активизму и викторианским ценностям.
Не менее важно и то, что определение политической культуры через совокупность политических ориентации позволяет логически различать переменные величины политических взаимодействий и дает возможность измерить их качественные и количественные параметры.
Идеологические основы радикальных и фундаменталистских направлений в
современном исламе. Происхождение «теории несогласия» в
исламе
Ислам (араб., букв. - покорность) — монотеистическая религия, одна из мировых религий (наряду с буддизмом, христианством), возникшая в Аравии в VII в. и сформировавшаяся под значительным влиянием христианства и буддизма. На сегодняшний день ислам исповедуют около 1,3 млрд. человек, христианство примерно почти 2 млрд. и буддизм - чуть бол ...
Разграничение понятий информирования и агитации и
связанные с этим ограничения свободы массовой информации
Новеллой Федерального Закона «Об основных гарантиях…» стало разграничение информирования избирателей (в том числе публикация опросов общественного мнения) и предвыборной агитации. Оба эти процесса объединяются понятием «информационное обеспечение выборов». Выиграло от этого, в первую очередь журналистское сообщество, получившее гарантии ...
Новая роль культуры в трансформирующемся обществе - от экономоцентризма к культуроцентризму
В последнее время в концептуальных подходах к определению основных источников и механизмов общественного развития все четче просматривается постепенный отход от позиций ведущей роли экономики, а также политики и идеологии в росте благополучия социума, укреплении его стабильности и сплоченности. Основной центр тяжести в осмыслении процесс ...