3) обладает чувством гордости за политические институты своей нации;
4) рассчитывает на оказание ему внимательного отношения со стороны официальных лиц;
5) с желанием обсуждает вопросы политики публично или в кругу друзей и знакомых;
6) открыто и лояльно выражает оппозиционные настроения;
7) с удовольствием участвует в общенациональных политических мероприятиях, например, кампаниях по выборам;
8) компетентно оценивает правительственную политику и считает своим долгом оказывать воздействие на эту политику лично или совместно с кем-нибудь из сограждан;
9) компетентно использует правовые установления в целях успешного противодействия актам произвола;
10) верит в то, что демократия участия является необходимой и желательной системой государственного управления.
В результате проведенного опроса "идеальная модель" политической культуры натолкнулась на реальные политические позиции граждан пяти обследованных стран. Так, воздействие правительства на их повседневную жизнь полностью отрицали 11% опрошенных американцев, 23% англичан, 17% западных немцев, 19% итальянцев, 66% мексиканцев. Регулярно интересуются политическими событиями 27% американцев, 23% англичан, 35% западных немцев, 11% итальянцев, 15% мексиканцев. "Посмешищем и глупостью" выглядят избирательные кампании в глазах 58% опрошенных американцев, 37% англичан, 46% западных немцев, 15% итальянцев и 32% мексиканцев.
Если сравнить эти данные и данные о характере ориентации на политическую систему граждан в развитых европейских странах в 1985 году, т.е. 20 лет спустя, то можно установить следующую картину: "недовольство тем, как действует демократия" высказали 43% англичан, 48% французов, 38% голландцев, 45% ирландцев, 72% итальянцев. Естественно, следует учитывать, что и уровень притязаний граждан значительно вырос. Высказанное же негативное отношение к существующей демократической политической системе в развитых странах не мешает ей оставаться самой стабильной и социально эффективной.
Критика концепции политической культуры Г. Алмонда за преимущественно психологическую трактовку феномена не умаляет ее революционного влияния на политическую науку. Введение идеи политической культуры в политологический анализ позволило сформулировать универсальный объяснительный принцип: конечной причиной политики конкретного общества является система его политической культуры. Тем самым был дан толчок развитию сравнительной политологии. В контексте концепции политической культуры оказалось возможным объяснить различную эффективность схожих политических институтов, действующих в разных странах. Она объясняется доминирующей в обществе политической культурой, уровнем ее однородности. Это позволило Г. Алмонду выделить по характеру культуры четыре типа политических систем:
1) англо-американские политические системы, характеризующиеся гомогенной и секуляризированной политической культурой;
2) континентальные западноевропейские системы с фрагментарной политической культурой, состоящей из смешанных политических субкультур;
3) доиндустриальные и частично-индустриальные политические системы с дифференцированными политическими культурами;
4) тоталитарные политические системы с гомогенной политической культурой, "гомогенность в которых искусственна".
Например, при всей автономности участников политического процесса в Великобритании, стабильность и эффективность политической системы объясняется приверженностью граждан одним и тем же политическим ценностям - традиционализму, элитаризму, индивидуализму, политической лояльности, законопослушанию, политическому активизму и викторианским ценностям.
Не менее важно и то, что определение политической культуры через совокупность политических ориентации позволяет логически различать переменные величины политических взаимодействий и дает возможность измерить их качественные и количественные параметры.
Политика - искусство управления государством. Аристотель
Политика - важен компонент жизнедеятельности общества. За своей природой она пронизывает все сферы общественной жизни. Как социальное явление политика носит относительно самостоятельный характер, и ее развитие происходит на основе своих собственных объективных закономерностей. Но сущностный анализ этого социального явления не может быть ...
Спенсер Г.: «Право - основа законодательства»
Значительное внимание государству и праву уделял в своей социологической концепции популярный в Европе и США английский философ Герберт Спенсер. Основная его работа «Система синтетической философии», охватывающая все познанное, - своеобразный гимн домонополистической эпохе. Спенсер рассматривал общество как сложный организм, развивающ ...
Внешнеполитическая концепция. Место Беларуси на международной арене
Внешняя политика Республики Беларусь служит обеспечению благоприятных внешних условий для внутреннего развития страны как основы поступательного роста благосостояния белорусского народа. Она основывается на следующих принципах: · Соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права; · Соразмерность внешнеполитических целей пол ...