Международная система выполняет свои функции через мировые и региональные политические, правовые, экономические и культурные структуры. К числу основных принадлежат организации глобального (ООН с её руководящими органами, Международный банк, МВФ, ЮНЕСКО, ВООЗ), глобально-регионального (Большая семерка, ОБСЕ), регионального (ЕС, НАТО, ОАГ, ОАЕ, АСЕАН) масштаба.
Качественные изменения субъектов МНС, кардинальные перемены внешней среды ведут к структурным сдвигам и историческому развитию международных отношений. История демонстрирует качественно различные системы. В качестве критерия типологизации выступают характер центросиловых отношений в МНС и борьба за максимальную власть на международной арене. Можно определить следующие типы:
1) Система баланса сил – классическая ситуация второй пол. XIX – первой пол. ХХ вв., когда каждое ведущее государство стремиться обеспечить свою безопасность, создавая различные союзы. Коалиции и войны направлены против государств, которые стремились к господству. После второй мировой войны эта система преобразовалась в биполярную.
2) Биполярная система характеризуется противостоянием двух сверхдержав или блоков. Устойчивость такой системы основана на сдерживающем факторе ядерного оружия, а также посреднической деятельности универсальной организации.
3) Универсальная система возможна в случае передачи ряда политических полномочий универсальной организации.
4) Иерархическая система прогнозируется как результат усиления роли международной организации или установления власти одной сверхдержавы.
5) Система «вето» – полицентричная система, где несколько государств владеют ядерным оружием и не склонны заключать союзы.
Сегодня мы имеем переходный период, когда старая биполярная система отошла в прошлое и формируются новые центры международных отношений и новая структура.
Современные геополитические теории стремятся определить перспективу создания нового баланса сил после распада СССР и биполярной системы международного порядка.
Международные отношения базируются на двух основных принципах: силе и праве. В вопросе их соотношения существуют две противоположные позиции. «Силовой подход» признает примат силы. Право придает только внешнюю респектабельность международной системе, стабильность же основана на страхе и силе. Противоположная сторона отстаивает идею безусловного выполнения норм права и необходимость наднационального законодательного органа. Современная тенденция соотношения права и силы такова: чем больше политика превращается в инструмент согласования интересов государств, тем больше увеличивается сила права и тем меньшую роль имеет право силы.
Международное право возникло вместе с межгосударственными отношениями и вызвано потребностью обеспечения их стабильности и взаимовыгодности. Международное право определяется как способ оформления и закрепления в обычаях и договорах политических, экономических и других отношений между государствами. Большое значение приобрели резолюции и решения международных организаций, в первую очередь ООН. Она выполняет координирующую и регулирующую роль. Так же она имеет механизмы, защищающие законные права и интересы государств. Международное право иногда представляют как согласование воль государств в отличие от государственного с законами и механизмами принуждения.
Содержание международного права составляют общепризнанные нормы и принципы. Под нормой МП понимается правило поведения, которое признается государствами и другими субъектами МП в качестве юридически обязательного. Наиболее значимые нормы называются принципами МП. Нарушение каким-либо государством принципа международного права другими государствами рассматривается как посягательство на международный правопорядок. Содержание норм и принципов определяется историческим этапом международных отношений. Современный международный порядок основывается на принципах и нормах МП, зафиксированных в Уставе ООН (1945 г.), документах Хельсинского заключительного акта СБСЕ (Совещание по Безопасности и Сотрудничеству в Европе, 1975 г.), Парижской хартии для новой Европы (1990 г.). Сущность этого порядка выражается в десяти принципах: принцип суверенного равенства государств; принцип неприменения силы и угрозы силой; принцип нерушимости государственных границ; принцип территориальной целостности государств; принцип мирного разрешения международных споров; принцип невмешательства во внутренние дела; принцип всеобщего уважения прав человека; принцип самоопределения народов и наций; принцип сотрудничества; принцип добросовестного выполнения международных обязательств.
Формирование политического сознания личности
Каким же образом происходит процесс формирования политического сознания личности? Различия в стилях политического мышления, типах отражения политической системы имеют свои истоки в характере политической социализации. Все те институты, которые призваны заниматься политическим воспитанием, как правило сосредотачивают свои усилия на соверш ...
Структура формирования высших органов государственной власти в СССР.
До февраля 1917 года Россия являлась монархическим государством. Наряду с императором, законодательные функции осуществляла Государственная Дума, учреждённая манифестом от 17 октября 1905 года. В феврале 1917 года император отрёкся от престола, а Дума четвёртого созыва самораспустилась. В ночь с 25 на 26 октября 1917 года партия большеви ...
Особенности политической социализации в современной Украине
На протяжении десятилетий все институты социализации: семья, дошкольные учреждения, школы, вузы, детские и молодежные организации, профсоюзы, КПУ представляли собой механизмы единой системы, трансформировавшей официальные политические ценности во внутреннюю структуру личности. Однако неизбежное расширение контактов с зарубежными странами ...

