Система управления, в которой карьера зависит от личных профессиональных качеств, возникла еще в допетровской России. Когда в 16 веке в Московском государстве начали возникать функционально-специализированные органы государственного управления, «приказы», то работающие в них незнатные дьяки постепенно стали играть не менее важную роль, чем знатные бояре. «Приказные» чиновники сильно отличались от обрисованного Вебером идеального западного чиновника (табл. 1). Многие из этих особенностей устойчиво сохранялись и в последующие века.
Таблица 1
ОСОБЕННОСТИ БЮРОКРАТИИ В РОССИИ
|
Характеристики идеального западного чиновника |
Характеристики российского «приказного» 17 в. |
Изменение характеристик российского чиновничества |
|
Чиновник считается слугой общества |
Чиновник стоит над обществом и навязывает подданным волю правящей элиты |
Чиновники постоянно рассматриваются как стоящие над обществом |
|
Свобода выбора службы |
Обязательность службы |
С 1762 служба становится личным выбором |
|
Служебная иерархия |
Отсутствие единой иерархии государственных служащих |
В 1722 создана единая служебная иерархия |
|
Служебная специализация и профессиональная компетентность |
Чиновник может исполнять обязанности в разных профессиональных сферах |
Профессиональная специализация чиновников закрепилась в 19 в. |
|
Вознаграждается стабильным денежным окладом |
Основной доход – поборы с проси телей, жалование не фиксировано и выдается не регулярно |
К 1763 завершается перевод чиновников на постоянное жалование |
|
Продвижение по службе согласно твердым критериям (прежде всего, в зависимости от квалификации) |
Продвигается по службе согласно стажу, происхождению и усмотрению начальства. |
Постоянно сохраняется зависимость служебной карьеры от качеств, не связанных с профессиональной компетентностью |
|
Подлежит единой служебной дисциплине |
Отсутствие единых дисциплинарных требований |
Дисциплинарные требования различны для чиновников разных рангов |
|
Поддерживает безличностные, формально-рациональные отношения с коллегами и с управляемыми |
Поддерживает глубоко личностные служебные отношения |
Постоянно воспроизводится личностный характер служебных отношений |
Новый импульс развитию бюрократии в России был дан реформами Петра I, который стремился, ориентируясь на опыт стран Западной Европы, заменить потомственных бояр профессиональными чиновниками. Высшими бюрократическими органами стали Сенат, пришедший на смену боярской Думе, и коллегии, которые заменяли прежние приказы. Стремясь законодательно зафиксировать происходящие с аппаратом управления изменения, Петр I подписал Генеральный регламент коллегий (1720). Этот документ содержал правила функционирования государственного аппарата как бюрократической организации: выстраивал иерархию, устанавливая подчиненность нижестоящих учреждений вышестоящим, закреплял обезличенность взаимоотношений посредством связей между инстанциями только письменным образом, устанавливал специализацию и обязанности всех служащих. Дополнительная проработка принципа иерархии была проведена посредством Табеля о рангах (1722), который устанавливал иерархию служащих и правила продвижения по служебной лестнице. Наконец, в 1763 повсеместно было введено регулярное жалование для чиновников.
Основные экономические концепции
Хотя экономическая наука возникла в глубокой древности, длительное время она не выделялась в самостоятельную дисциплину. Лишь где-то с XV столетия с началом формирования в Европе капиталистического хозяйства она стала обособляться как отдельная наука. Дело в том, что в основе капиталистического хозяйства лежат рыночные отношения, которые ...
Исторический экскурс проблемы
Прекращение холодной войны, проходившей под знаком идеологического противостояния двух разнополярных систем с его проекцией на все без исключения сферы международных отношений, заложило предпосылки для конструктивного сотрудничества государств как на региональном, так и на глобальном уровне и позволило разблокировать переговоры по ряду о ...
Политическая система Швеции и ее влияние на экономику страны.
Форма правления и государственный строй в Швеции
Королевство Швеция — конституционная монархия с парламентской формой правления. Глава государства — король (с сентября 1973 года — Карл ХУ1 Густав), за которым по конституции сохраняются только представительские функции, то есть он не имеет политической власти и официально представляет шведский народ. Его прежняя роль в назначении премье ...

