logotype
    • Главная
    • Новое
    • Популярное
    • Карта сайта
Развитие бюрократии в России
Страница 1
Другая политология » Государственная бюрократия, ее участие в политических отношениях по поводу власти в современной России » Развитие бюрократии в России

Система управления, в которой карьера зависит от личных профессиональных качеств, возникла еще в допетровской России. Когда в 16 веке в Московском государстве начали возникать функционально-специализированные органы государственного управления, «приказы», то работающие в них незнатные дьяки постепенно стали играть не менее важную роль, чем знатные бояре. «Приказные» чиновники сильно отличались от обрисованного Вебером идеального западного чиновника (табл. 1). Многие из этих особенностей устойчиво сохранялись и в последующие века.

Таблица 1

ОСОБЕННОСТИ БЮРОКРАТИИ В РОССИИ

Характеристики идеального западного чиновника

Характеристики российского «приказного» 17 в.

Изменение характеристик российского чиновничества

Чиновник считается слугой общества

Чиновник стоит над обществом и навязывает подданным волю правящей элиты

Чиновники постоянно рассматриваются как стоящие над обществом

Свобода выбора службы

Обязательность службы

С 1762 служба становится личным выбором

Служебная иерархия

Отсутствие единой иерархии государственных служащих

В 1722 создана единая служебная иерархия

Служебная специализация и профессиональная компетентность

Чиновник может исполнять обязанности в разных профессиональных сферах

Профессиональная специализация чиновников закрепилась в 19 в.

Вознаграждается стабильным денежным окладом

Основной доход – поборы с проси

телей, жалование не фиксировано и выдается не регулярно

К 1763 завершается перевод чиновников на постоянное жалование

Продвижение по службе согласно твердым критериям (прежде всего, в зависимости от квалификации)

Продвигается по службе согласно стажу, происхождению и усмотрению начальства.

Постоянно сохраняется зависимость служебной карьеры от качеств, не связанных с профессиональной компетентностью

Подлежит единой служебной дисциплине

Отсутствие единых дисциплинарных требований

Дисциплинарные требования различны для чиновников разных рангов

Поддерживает безличностные, формально-рациональные отношения с коллегами и с управляемыми

Поддерживает глубоко личностные служебные отношения

Постоянно воспроизводится личностный характер служебных отношений

Новый импульс развитию бюрократии в России был дан реформами Петра I, который стремился, ориентируясь на опыт стран Западной Европы, заменить потомственных бояр профессиональными чиновниками. Высшими бюрократическими органами стали Сенат, пришедший на смену боярской Думе, и коллегии, которые заменяли прежние приказы. Стремясь законодательно зафиксировать происходящие с аппаратом управления изменения, Петр I подписал Генеральный регламент коллегий (1720). Этот документ содержал правила функционирования государственного аппарата как бюрократической организации: выстраивал иерархию, устанавливая подчиненность нижестоящих учреждений вышестоящим, закреплял обезличенность взаимоотношений посредством связей между инстанциями только письменным образом, устанавливал специализацию и обязанности всех служащих. Дополнительная проработка принципа иерархии была проведена посредством Табеля о рангах (1722), который устанавливал иерархию служащих и правила продвижения по служебной лестнице. Наконец, в 1763 повсеместно было введено регулярное жалование для чиновников.

Страницы: 1 2 3

Другое о политике:

Правовое регулирование деятельности политических партий. Нормативное регулирование создания и ликвидации политических партий
Свобода образования и деятельности политических партий в России конституционно признанна. Возникает, однако, важный в теоретическом и практическом плане вопрос, является ли эта свобода абсолютной или она может быть в той или иной мере ограничена. В современной конституционной доктрине по вопросу о свободе образования политических партий ...

Россия и народы Кавказа
Разновременность присоединения территорий Кавказа к России, а также формы, в которых оно осуществлялось, предопределили и многообразие моделей управления на Кавказе. Однако столь же важным фактором в процессе формирования местной административно-политической системы следует считать особенности самого края – его полиэтничность и многоукла ...

Место федеральных целевых программ социально-экономического развития регионов в решении задач региональной политики в России
Разработка и осуществление федеральных целевых программ развития регионов занимают одно из важнейших мест в достижении целей государственной региональной политики. Государственным документом, в котором закреплены эти цели, является Указ Президента Российской Федерации от 3 июня 1996 г. №803 “Об основных направлениях региональной политики ...



Разделы

  • Главная
  • Политическое отчуждение
  • Доктрина Монро
  • Политический маркетинг
  • Политическая реклама
  • Правящая элита
  • Другая политология


Политическое лидерство

  • Понятие лидера и лидерства
  • Типология политических лидеров
  • Функции политического лидерства

Тоталитаризм

  • Из истории термина "тоталитаризм"
  • Пять признаков тоталитаризма
  • Некоторые исследования тоталитаризма

Взаимоотношения народов России

  • Взаимоотношения народов Сибири и России
  • Россия и народы Кавказа
  • Взаимоотношения Украины и России

Феномен харизматического лидера

  • Харизматический лидер
  • Дореволюционный период
  • Советский период и наше время
Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.nowpolitolog.ru