logotype
    • Главная
    • Новое
    • Популярное
    • Карта сайта
Введение.
Другая политология » Американская политологическая школа » Введение.

Происхождение политических и правовых учений в социально-исто­рическом плане связано с процессом классовой дифференциации общества и возникновением государственности.

Политические и правовые учения в строгом и специальном смысле этого понятия появляются лишь в ходе довольно долгого суще­ствования раннеклассовых обществ и государств. В теоретическом плане становление политических и правовых учений (теорий) про­исходит в русле общего перехода человеческого познания от перво­начальных мифологических его форм к рационально-логическим.

Политико-правовая мысль у древних народов — древних египтян, индусов, китайцев, вавилонян, персов, евреев, греков, римлян и других — восходит к мифологическим истокам и оперирует мифологическими представлениями о месте человека в мире. На ранней стадии своего развития политико-правовые воззрения в целом еще не успели выделиться в относительно самостоятельную область человеческого знания и представляли собой составной элемент целостного мифологического мировоззрения.

В мифах древних народов в целом господствует представление о божественном (небесном, надчеловеческом) происхождении суще­ствующих отношений власти и порядка. Согласно этим мифам, космос в отличие от хаоса, выражаясь греческой терминологией, упорядочен присутствием и усилиями богов, земные же порядки — часть мирового, космического порядка.

По мифическим представлениям, земной правопорядок — со­ставная часть мирового, космического порядка, поэтому всякого рода нарушения правил, обрядов и законов со стороны отдельных лиц могут нанести ущерб небесной и земной гармонии и чреваты мировыми катастрофами. Отсюда, в частности, весьма дробная рег­ламентация человеческого поведения, наличие многочисленных религиозно-этических запретов (табу) и суровые наказания (в земной и загробной жизни) за их нарушения.

Рационализация политико-правовых представлении, наблюдаемая в I тысячелетии до н. э., означала отход от мифологической идео­логии и одновременно преодоление монополии жрецов.

Этот процесс шел по линии десакрализации и этизации содер­жания мифов. В разных государственно-организационных обществах он протекал с различной интенсивностью, принимая различные фор­мы и имея несхожие последствия. Но в целом тенденция отхода от первоначального религиозно-мифологического представления к более пли менее рациональному взгляду на мир вообще, государство и право в частности в VIII—VI вв. до н. э. наблюдалась повсюду.

Весьма радикальным и плодотворным был процесс рационализа­ции первоначальных религиозно-мифологических воззрений на госу­дарство, политику и право в Древней Греции и Древнем Риме, где были достигнуты значительные успехи в области рационально-фило­софского и научного исследования политико-правовых явлений. Если традиции политико-правовой философии и политической науки вос­ходят в основном к древнегреческим авторам, то юриспруденция как систематически разработанное светское учение о праве — достиже­ние древнеримской политико-правовой мысли.

Теоретические достижения политико-правовой мысли древнего мира, несмотря на их конкретно-историческую обусловленность и, следовательно, неизбежную историческую ограниченность, продол­жают оказывать влияние на концепции последующих эпох, модифи­цируясь и приобретая новые значения в изменяющихся условиях.

Другое о политике:

Реализация федеральных целевых программ в Удмуртской Республике
В 2007 году завершилась реализация федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Удмуртия до 2007 года". Общий объем финансирования, определенный для реализации Программы, составил 114812,11 млн. рублей, из них средства федерального бюджета – 28568,06 млн. рублей (19,84%), средства бюджета Республик ...

Функции
А.Иванова и А.Федотов при исследовании партийных систем отметили, что из важнейших своих функций (участие, трансмиссия, селекция, интеграция, социализация, саморегулирование и легитимация) политические партии в России выполняют только одну – легитимацию интересов элит.1 То есть главная функция партии власти - удержание политической власт ...

Типология и структура политической элиты
Политическую элиту можно классифицировать по различным признакам По уровню властных полномочий и социально-политическому статусу элита бывает: правящая (собственно элита) или оппозиционная (контрэлита); по уровню компетенции — высшая, общегосударственная (федерального уровня), средняя, региональная (областная, краевая, республиканская), ...



Разделы

  • Главная
  • Политическое отчуждение
  • Доктрина Монро
  • Политический маркетинг
  • Политическая реклама
  • Правящая элита
  • Другая политология


Политическое лидерство

  • Понятие лидера и лидерства
  • Типология политических лидеров
  • Функции политического лидерства

Тоталитаризм

  • Из истории термина "тоталитаризм"
  • Пять признаков тоталитаризма
  • Некоторые исследования тоталитаризма

Взаимоотношения народов России

  • Взаимоотношения народов Сибири и России
  • Россия и народы Кавказа
  • Взаимоотношения Украины и России

Феномен харизматического лидера

  • Харизматический лидер
  • Дореволюционный период
  • Советский период и наше время
Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.nowpolitolog.ru