Происхождение политических и правовых учений в социально-историческом плане связано с процессом классовой дифференциации общества и возникновением государственности.
Политические и правовые учения в строгом и специальном смысле этого понятия появляются лишь в ходе довольно долгого существования раннеклассовых обществ и государств. В теоретическом плане становление политических и правовых учений (теорий) происходит в русле общего перехода человеческого познания от первоначальных мифологических его форм к рационально-логическим.
Политико-правовая мысль у древних народов — древних египтян, индусов, китайцев, вавилонян, персов, евреев, греков, римлян и других — восходит к мифологическим истокам и оперирует мифологическими представлениями о месте человека в мире. На ранней стадии своего развития политико-правовые воззрения в целом еще не успели выделиться в относительно самостоятельную область человеческого знания и представляли собой составной элемент целостного мифологического мировоззрения.
В мифах древних народов в целом господствует представление о божественном (небесном, надчеловеческом) происхождении существующих отношений власти и порядка. Согласно этим мифам, космос в отличие от хаоса, выражаясь греческой терминологией, упорядочен присутствием и усилиями богов, земные же порядки — часть мирового, космического порядка.
По мифическим представлениям, земной правопорядок — составная часть мирового, космического порядка, поэтому всякого рода нарушения правил, обрядов и законов со стороны отдельных лиц могут нанести ущерб небесной и земной гармонии и чреваты мировыми катастрофами. Отсюда, в частности, весьма дробная регламентация человеческого поведения, наличие многочисленных религиозно-этических запретов (табу) и суровые наказания (в земной и загробной жизни) за их нарушения.
Рационализация политико-правовых представлении, наблюдаемая в I тысячелетии до н. э., означала отход от мифологической идеологии и одновременно преодоление монополии жрецов.
Этот процесс шел по линии десакрализации и этизации содержания мифов. В разных государственно-организационных обществах он протекал с различной интенсивностью, принимая различные формы и имея несхожие последствия. Но в целом тенденция отхода от первоначального религиозно-мифологического представления к более пли менее рациональному взгляду на мир вообще, государство и право в частности в VIII—VI вв. до н. э. наблюдалась повсюду.
Весьма радикальным и плодотворным был процесс рационализации первоначальных религиозно-мифологических воззрений на государство, политику и право в Древней Греции и Древнем Риме, где были достигнуты значительные успехи в области рационально-философского и научного исследования политико-правовых явлений. Если традиции политико-правовой философии и политической науки восходят в основном к древнегреческим авторам, то юриспруденция как систематически разработанное светское учение о праве — достижение древнеримской политико-правовой мысли.
Теоретические достижения политико-правовой мысли древнего мира, несмотря на их конкретно-историческую обусловленность и, следовательно, неизбежную историческую ограниченность, продолжают оказывать влияние на концепции последующих эпох, модифицируясь и приобретая новые значения в изменяющихся условиях.
Реализация федеральных целевых программ в Удмуртской Республике
В 2007 году завершилась реализация федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Удмуртия до 2007 года". Общий объем финансирования, определенный для реализации Программы, составил 114812,11 млн. рублей, из них средства федерального бюджета – 28568,06 млн. рублей (19,84%), средства бюджета Республик ...
Функции
А.Иванова и А.Федотов при исследовании партийных систем отметили, что из важнейших своих функций (участие, трансмиссия, селекция, интеграция, социализация, саморегулирование и легитимация) политические партии в России выполняют только одну – легитимацию интересов элит.1 То есть главная функция партии власти - удержание политической власт ...
Типология и структура политической элиты
Политическую элиту можно классифицировать по различным признакам По уровню властных полномочий и социально-политическому статусу элита бывает: правящая (собственно элита) или оппозиционная (контрэлита); по уровню компетенции — высшая, общегосударственная (федерального уровня), средняя, региональная (областная, краевая, республиканская), ...

