Происхождение политических и правовых учений в социально-историческом плане связано с процессом классовой дифференциации общества и возникновением государственности.
Политические и правовые учения в строгом и специальном смысле этого понятия появляются лишь в ходе довольно долгого существования раннеклассовых обществ и государств. В теоретическом плане становление политических и правовых учений (теорий) происходит в русле общего перехода человеческого познания от первоначальных мифологических его форм к рационально-логическим.
Политико-правовая мысль у древних народов — древних египтян, индусов, китайцев, вавилонян, персов, евреев, греков, римлян и других — восходит к мифологическим истокам и оперирует мифологическими представлениями о месте человека в мире. На ранней стадии своего развития политико-правовые воззрения в целом еще не успели выделиться в относительно самостоятельную область человеческого знания и представляли собой составной элемент целостного мифологического мировоззрения.
В мифах древних народов в целом господствует представление о божественном (небесном, надчеловеческом) происхождении существующих отношений власти и порядка. Согласно этим мифам, космос в отличие от хаоса, выражаясь греческой терминологией, упорядочен присутствием и усилиями богов, земные же порядки — часть мирового, космического порядка.
По мифическим представлениям, земной правопорядок — составная часть мирового, космического порядка, поэтому всякого рода нарушения правил, обрядов и законов со стороны отдельных лиц могут нанести ущерб небесной и земной гармонии и чреваты мировыми катастрофами. Отсюда, в частности, весьма дробная регламентация человеческого поведения, наличие многочисленных религиозно-этических запретов (табу) и суровые наказания (в земной и загробной жизни) за их нарушения.
Рационализация политико-правовых представлении, наблюдаемая в I тысячелетии до н. э., означала отход от мифологической идеологии и одновременно преодоление монополии жрецов.
Этот процесс шел по линии десакрализации и этизации содержания мифов. В разных государственно-организационных обществах он протекал с различной интенсивностью, принимая различные формы и имея несхожие последствия. Но в целом тенденция отхода от первоначального религиозно-мифологического представления к более пли менее рациональному взгляду на мир вообще, государство и право в частности в VIII—VI вв. до н. э. наблюдалась повсюду.
Весьма радикальным и плодотворным был процесс рационализации первоначальных религиозно-мифологических воззрений на государство, политику и право в Древней Греции и Древнем Риме, где были достигнуты значительные успехи в области рационально-философского и научного исследования политико-правовых явлений. Если традиции политико-правовой философии и политической науки восходят в основном к древнегреческим авторам, то юриспруденция как систематически разработанное светское учение о праве — достижение древнеримской политико-правовой мысли.
Теоретические достижения политико-правовой мысли древнего мира, несмотря на их конкретно-историческую обусловленность и, следовательно, неизбежную историческую ограниченность, продолжают оказывать влияние на концепции последующих эпох, модифицируясь и приобретая новые значения в изменяющихся условиях.
Политическое манипулирование и пути его ограничения
Наибольшую опасность для граждан и демократического государственного устройства представляет использование СМ И для политического манипулирования — скрытого управления политическим сознанием и поведением людей с целью принудить их действовать (или бездействовать) вопреки собственным интересам. Манипулирование основано на лжи и обмане. Пр ...
Собственность и национальный вопрос
Говоря о проблеме собственности, трудно обойти национальный вопрос. Все трагические коллизии, возникающие в межнациональных отношениях, в конечном счете, упираются в проблему собственности. Каждый этнос жаждет быть хозяином на своей земле, но хозяином не в лице местной, национальной госбюрократии, а в лице тех, кто пашет землю, выращивае ...
История возникновения и развития, лидеры, программа
ХДП была основана в 1943 г. на базе католической Народной партии «Пополяри», созданной в 1919 г. Термин «христианская демократия» принадлежал итальянскому священнику дону Луиджи Стурцо, основателю Народной партии. Текст программы ХДП был опубликован 25 июля 1943 г. в день падения Муссолини. Что касается программных установок, то идеологи ...

