Современный ваххабизм отнюдь не монолитен, даже в самой Саудовской Аравии, родине этого религиозно-политического течения. Следует отметить безусловно сохраняющуюся дифференциацию религиозной среды в королевстве Саудовская Аравия (КСА). Ее основными составляющими являются: масса верующих, т.е. большая часть населения, сохраняющая глубокую веру в ислам, но политически в целом пассивная, и клерикальные проправительственные круги (традиционалисты)
. К ним относятся "придворные исламисты", прежде всего, члены Комитета высших улемов, назначаемые королем.Особую часть исламистского корпуса КСА составляют умеренные оппозиционно настроенные религиозные деятели
. При этом их оппозиционность также неодинакова. Некоторые выражают несогласие с некоторыми мерами правительства, не более того.Третья, и наиболее опасная категория, - религиозное антиправительственное подполье экстремистского толка
, настроенное враждебно к режиму и США, практикующее крайние формы борьбы, в том числе террористические. Последняя составляющая и представляет собой наиболее активную "ваххабитскую" часть
исламистского спектра в КСА. Ее воздействие на общественное сознание и контакты с исламскими террористами вовне нельзя игнорировать. Активность радикальных ваххабитов в зависимости от обстановки может повышаться (например, во время войны в Афганистане, военных действий в зоне Персидского Залива и Чечне, событий вокруг Ирака, этнических и религиозных конфликтов). В то же время с ростом уровня образованности населения страны, укрепления ее разносторонних связей Западом, их социальная база сужается. К тому же, саудовские власти проводят довольно успешные комплексные акции против исламских экстремистов, в том числе и по выдавливанию их разрушающей активности за пределы страны.Таким образом, последователи экстремистского крыла в ваххабизме проповедуют крайнюю нетерпимость не только к представителям других вероисповеданий, но и к своим единоверцам-мусульманам, отошедшим, по их мнению, от исполнения предписаний Аллаха. Они, объявляя себя непримиримыми борцами за "чистоту" веры, считают кафирами (неверными) всех мусульман, не принимающих их учения, поэтому требуют вести с ними священную войну. Исследуя природу нетерпимости в исламе, можно сделать вывод, что во многом нетерпимость эта не была заложена еще в самом начале возникновения и складывания ислама как такового, но развилась из различных течений и смогла так или иначе просуществовать вплоть до «столкновения цивилизаций» Востока с западным взглядом на существование мира.
"Третий путь" Европы
Ведущую роль в пересмотре социал-демократической идеологии играет Т.Блэр. Им движут не только идейные соображения, но и стремление вывести Великобританию из полуизоляции в ЕС, в которой она очутилась при скептически настроенных к нему тори. Широкую известность получила концепция "третьего пути" Блэра, активно популяризируемая и ...
Ислам и модернизация в Турции
Совсем недавно, в марте 1996 г. президент Турции С. Демирель, будучи в Вашингтоне с деловым визитом, с гордостью напомнил, что "Турция – единственная в своем регионе светская, демократическая страна". Если судить по меркам региона, в основном мусульманского, а не по классическим европейским меркам, Демирель прав, особенно, когд ...
Взаимовлияние политики и религии
Выясним, какое влияние могут оказывать и оказывают друг на друга религия и политика. Рассмотрим сначала не столь важное с точки зрения политологии, влияние политики на религию. Влияние политики на религию могут проявляться так же в некоторых политических действиях или распространению некоторых идей, которые могут скомпрометировать отдель ...