А в этой ситуации творцу права уже ничего не остается, кроме как безотчетно следовать мотиву, который Т: Гоббс приписывал Левиафану, - «заполучив власть, желать еще и еще, и так до самой смерти».[17]
Судьба учения Остина и всего течения юридического позитивизма сложилась, в общем и целом благополучно. Во-первых, многими правоведами позитивистской ориентации было замечено, что право в своем функционировании не может обходиться без устранения «внутренних противоречий и пробелов» и потому, раз сложившись в некое формально и догматически непротиворечивое целое, это право уже не нуждается в каких-либо нравственных или социально-философских объяснениях и оправданиях. Немецкий правовед К. Бергбом, автор книги «Юриспруденция и философия права» (1892), считал, что право, действительно функционирующее как право (по принципу «закон есть закон»), составляет основу отношений между людьми в любом строе отношений.
«Сущность любого права, - писал Бергбом, - состоит в том, что оно действует. Поэтому прекраснейшее идеальное право не может не оставаться позади самого жалкого позитивного права, подобно тому, как любой калека видит, слышит и действует лучше, чем самая прекрасная статуя».[18]
Одно из распространенных самооправданий юридико-позитивистской ориентации в изучении права - это прагматическая забота ученых и практиков по необходимому упорядочению всего массива непрерывно изменяющегося и разрастающегося законодательства. Но очевидно, что истолкование права как приказа суверена чревато и недобросовестным применением этой формулы. Именно в результате такого использования формулы о законе-приказе может расти и множиться деятельность по обеспечению одной лишь «наружности закона».[19]
Соотношение прав и религиозных норм как фактор регулирования политических отношений в обществе
Роль религии не является начальной и основной, хотя она и влияет на экономические отношения и иные сферы жизни общества. Она санкционирует определенные взгляды, деятельность, отношения, институты, придает им «ореол святости» или объявляет «нечестивыми», «отпавшими», «погрязшими во зле», «греховными», противоречащими «закону», «Слову Божи ...
Становление социального государства.
К середине XIX в. повышение роли социальных функций государства стало настолько очевидным, что возникла необходимость в фиксации этого нового качества. Понятие "социальное государство", введенное в научный оборот Лоренцом фон Штайном в 1850 г., вместило в себя атрибуты, присущие данному феномену. В определении социального госуд ...
Разграничение понятий информирования и агитации и
связанные с этим ограничения свободы массовой информации
Новеллой Федерального Закона «Об основных гарантиях…» стало разграничение информирования избирателей (в том числе публикация опросов общественного мнения) и предвыборной агитации. Оба эти процесса объединяются понятием «информационное обеспечение выборов». Выиграло от этого, в первую очередь журналистское сообщество, получившее гарантии ...

