Складывается, таким образом, своеобразный "замкнутый круг": попытки правящих элит силой подавить исламистскую оппозицию, вызывают лишь ее усиление и радикализацию.
Рост исламского экстремизма был отчасти и следствием последовательной политики исламизации, которая проводилась рядом режимом и ставила целью реализацию чисто политических задач. Понятия, категории, лозунги, подчеркнутые из ислама призваны были служить средством воздействия на массы в желательном для правящей элиты направлении. В религиозную форму, наиболее доступную для большинства населения, облачились светские политические доктрины с целью мобилизации народа для осуществления того или иного курса. Исламскую риторику активно использовали в свое время Насер и Садат, Х. Бумедьен и Каддафи.
Исламу отводилась не последняя роль в возрождении национальных государств в Средней Азии.23 В рамках решения основной задачи, политические режимы использовали исламскую систему понятий для обоснования конкретных актуальных задач. Например, в Алжире и в ряде других стран Востока с помощью исламской аргументации обосновалась необходимость ограничения рождаемости, а в Морокко необходимость переписи 1982 г. обосновалась в мечетях во время проповедей.
Особое значение предавалось исламу правящими элитами в качестве консолидирующего фактора в странах с неоднородной национально-этнической структурой. В Алжире и Морокко власти стремились использовать религиозный фактор для ослабления межэтнических противоречий между арабами и берберами, функцию укрепления унитарного государства выполнял ислам в Иране и Пакистане, являющихся полиэтническими странами.24
Практически во всех мусульманских странах с буржуазно-демократическими режимами, исламизм поощрялся в качестве противовеса левого политического крыла. В качестве примера можно привести политику А. Садата по исламизации молодежного движения в Египте, целью которой было вытеснение насеристов и других демократических сил из молодежных организаций,25 а также действующую в Турции с 1983г. проиранскую группировку Хезболла, служащую своего рода "противовесом" Курдской рабочей партии, в юго-восточных районах страны.26
Ислам использовали режимы для собственной легитимизации, пришедшие к власти в результате военных переворотов, например в Пакистане при Зия-Уль-Хаке, а также группы, которые поставили перед собой задачу переориентации режимов, установившихся в результате широкого народного движения, например, в Египте при А.Садате, в Судане при Нимейри. Ислам использовался прежде всего для придания легитимности власти. Подобные режимы не только использовали ислам в целях обоснования собственного существования и диктаторских форм власти, но и политизации ислама вообще. 27
Кроме того, в первой половине 70-х гг. правящие режимы активно обращались к политике исламизации с целью получения финансовой помощи со стороны нефтедобывающих монархий, стремившихся установить политическую гегемонию в исламском регионе под лозунгом "исламской солидарности".
Таким образом, внутриполитический фактор возникновения исламского экстремизма отчасти объясняется: 1) последствиями (планировавшимися и "побочными") целенаправленной деятельности ряда режимов по решению своих задач, используя ислам; 2) результатом "наложения" в процессе модернизации западных моделей политических систем на "традиционные" социально-политические структуры, что усиливает позиции насилия в разрешении конфликтов между "низами" и "верхами" общества.
Послание Конгрессу президента США Д. Монро от 2 декабря
1823 г. Д м. содержала три основных положения, выдававшихся за принципы внешней
политики США: невмешательство американских государств во внутр
[1] Coleman, Keneth M. The Political Mythology of the Monroe Doctrine: Reflections of the Social Psychology of Domination in Martz, John D. and Schoultz, Lars (eds) Latin America, the United States and Inter-American System (Wetview Press, Boulder, Co, 1981) p.p. 99, 100, 110. [2] de Madariaga , Salvador Latin America Between the Eagle a ...
Либерализм в различных сферах общественной жизни. Либерализм
в политической сфере
Идея правового государства принадлежит к самим основам либерализма. Наряду с идеей рынка именно идея правового государства переживает ныне возрождение, учитывая опыт тоталитаризма. Рыночная экономика тоже не может нормально функционировать, если государство не создает и не осуществляет для этого соответствующий правовой порядок. Правовое ...
Исполнительная власть в системе разделения властей федерального уровня:
взаимодействие и сдерживание
Конституцией США определен принцип разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную, который одновременно предполагает их взаимодействие. Этот механизм напрямую воздействует на законотворчество. Влияние Президента в Конгрессе в значительной мере зависит от того, какой процент составляют его однопартийцы. В истории америка ...