3. Эти концепции восстанавливают связи между управлением и политикой. Подход с позиций политических сетей к государственному управлению проявляет интерес к политической сцене. Новые концепции в этом отношении включают в рассмотрение широкий спектр политических проблем. Многими исследователями подчеркивается их несомненная связь с политической наукой, с теорией демократического принятия политических решений и выработки политической стратегии. Проблема эффективности управления рассматривается не только в аспекте отношения "цели-средства", но и в парадигме "цели-процессы".
4. В теории нового управления включается моральное измерение управления и процесса производства политического решения. Идеи, верования, ценности, идентичность и доверие действительно имеют значение для политического управления; они являются конструктивными для логики взаимодействия между субъектами и факторами политики [3].
Теоретически новое государственное управление стремится избегать дихотомии политика - управление. Хотя в 1990-е гг. центр изучения и преподавания государственного управления перемещается от кафедр политической науки к кафедрам и школам менеджмента, значение политического начала в новой теории даже усиливается. В своем радикальном варианте эта теория затрагивает всю политическую систему как систему управления публичными делами. Ее фундаментальной предпосылкой выступает суждение о неэффективности традиционной современной политической системы.
Новое государственное управление интересуется скорее инициативным осуществлением публичной (т.е. государственной) политики (public policy-making), чем просто нормативной организацией исполнения ее целей. Аспектом рыночного видения государства является концептуализация способа, которым публичная политика осуществляется - в особенности, роли государственных служащих в осуществлении политики. В этом отношении государственная администрация в целом, чиновничество рассматриваются не как простые исполнители выработанных политиками решений, а как участники принятия решений и поиска эффективных моделей их осуществления. Вытекающая отсюда политизация государственной службы ставит, конечно, проблему ответственности чиновничества и репрезентации общественного интереса в его функционировании. Политическая нейтральность бюрократически организованного управления этой проблемы не снимает.
Популярным термином - концептом нового государственного управления, с помощью которого, по мнению его разработчиков, снимается проблема дихотомии политики - управления, является понятие "руководство" (governance). Оно заменяет часто такие термины, как администрирование (administration), управление (government). Именно "руководство" является понятием, посредством которого пытаются выразить особенность государственного менеджмента. Политический аспект в концепции нового государственного управления выражается и в том, что преимущественное внимание обращается на политическую роль высших административных чиновников и их ответственность перед обществом, его группами, гражданами [14].
Что для России и сегодня является актуальным ряд положений веберовской теории бюрократии: рациональность; ориентация на формализованные процедуры в противовес персоналистской ориентации на патрона; прозрачность, четкость, подотчетность обществу; ликвидация коррупции.
Теории и модели демократии. Демократический режим
Демократия – это власть народа, осуществляемая самим народом и для народа. Всё многообразие теоретических моделей современной демократии тяготеет к двум основным теоретическим парадигмам, сформированным классиками политической мысли 17–19 вв. Это либерально-демократическая и радикально – демократическая теория. Либерально-демократическая ...
Угрозы исламского радикализма
Говоря о современном "исламском" терроризме и его угрозе, необходимо подчеркнуть, что основной и непосредственной причиной развития терроризма в регионе следует считать распад социалистической системы и развал Советского Союза. В результате распада СССР с предшествовавшим ему банкротством идей социализма во многих государствах ...
Харизматический лидер
Харизмой древние греки называли дар богов. Теперь это вера последователей в исключительные свойства своего лидера, которые обычно приписываются ему его окружением, его организацией и раздуваются мощными СМИ. Термин харизма, который предложил М. Вебер, означает «экстраординарные качества личности, независимо от того, являются ли они реаль ...

