Участие личности в политике можно назвать "политической социализацией", в результате чего формируется сознание личности, ее политическое поведение, происходит становление личности гражданина. В отличие от политического просвещения или воспитания политическая социализация включает в себя не только воздействие на личность той или иной идеологии, но и собственную активность.
По уровню политической активности личности различаются:
1. Граждане с минимальной политической активностью, являющиеся только объектом политики.
2. Граждане – участники общественной или политической организации, т.е. политические активисты.
3. Общественно-политические деятели – оппоненты или сторонники официальной власти.
4. Профессиональные политики, для которых политика – основной вид жизнедеятельности.
5. Политические руководители, т.е. организационные идейные формальные или неформальные лидеры.
Деятельность различных партий, общественных организаций персонифицируется в конкретных личностях – лидерах. Лидерство как социальное явление присуще природе человека. По мере развития общество переходило от лидерства в личностном виде к более сложным формам: к институтам лидерства, групповому лидерству. В России долго господствовала точка зрения, что если в стране не существует антагонистических противоречий, то автоматически сняты и проблемы политического лидерства. Но в условиях советского общества борьба за власть, за реализацию политических программ оборачивалась культом личности, беззаконием и репрессиями.
В условиях демократизации возрастает роль научного управления обществом, роль политического лидерства и политических элит. Лидерство все больше выступает как один из механизмов регулирования отношений социальных групп, институтов, общества в целом. Его сущность составляют отношения доминирования и подчинения, влияния и следования.
Для понимания политического лидерства необходимо выяснить его природу. Лидерство – понятие многогранное; в нем можно выделить такие главные моменты, как характер и политическую социализацию самого лидера, свойства его сторонников, взаимосвязь его с массами, конкретную ситуацию и т.д. Однако у лидерства много аспектов и сводить все только к личностным факторам нельзя.
Лидерство в общем плане – такой вид взаимодействия людей, когда личность (или группа) направляет других людей на организацию их совместной деятельности, осуществление целевых установок. У определения лидерства много общего с определением власти, властных отношений, поскольку властные отношения существуют не только в политической жизни, но и в других общественных сферах. Лидер может быть определен как субъект власти во всех видах социального развития общества. Он направляет ведомых; не просто ведет их, но и желает вести; ведомые также желают этого. Это отражает сущность социальной роли лидера, что конкретно проявляется в роли, в функции лидера.
Политический лидер одновременно является и объектом политики. Он должен обладать такими качествами, главным критерием которых является эффективность его деятельности для удовлетворения интересов выдвинувшего его политического движения. Он испытывает влияние, давление различных заинтересованных сторон и должен воспринимать их предложения и требования, быть готовым к компромиссу.
Проблемы молодёжи в современной России
По данным государственных докладов, а также докладов, которые появились в ряде субъектов Российской Федерации и существенно уточняют картину положения молодежи в стране, можно выделить следующие моменты, касающиеся современного положения молодежи в нашей стране: 1. Стремительное падение рождаемости в стране в конце ХХ – начале ХХI вв. По ...
Государственная политика. Понятие государственной
политики.
Прежде всего, определим, что мы будем подразумевать под словом «политика». Итак, политика — это искусство управления государством, ведение государственных дел, сущность деятельности органов власти. Государственное управление приобретает политический характер, если затрагивает интересы социальных групп, классов, национальностей, широки ...
Политическая система общества
Политическая система есть одна из подсистем общества, наряду с экономической, идеологической и т.д., которая отличается от других тем, что она (как и правовая)"замкнута" на власти. Это превращает политическую систему в инструмент интеграции общества, вовлечения различных политических сил в решение задач, стоящих перед обществом ...