Согласно общепринятой классификации, следует отличать продуктивную и правящую элиты. К первой относятся представители нации, создающие возможности для ее развития, носители интеллектуального и производственного потенциала страны. Продуктивная элита работает, обеспечивая общественное благосостояние и социально-экономическое развитие. Правящая элита осуществляет власть, которая может употребляться как во благо общества, так и во вред.
В зависимости от сочетания продуктивной и правящей элит достигается разное качество управления государством и обществом. Когда правящая элита состоит преимущественно из представителей продуктивной элиты, обеспечивается компетентное управление обществом, власть используется для общего блага в целях максимизации возможностей социально-экономического развития. Когда же властвующая элита замыкается в обслуживании собственных частных интересов, продуктивная элита оказывается невостребованной, а сама власть употребляется во вред обществу.
Властвующая элита, сложившаяся на почве разграбления государственной собственности и присвоения национального богатства, преследует в основном свои частные интересы, которые во многом противоречат общенациональным. Ряд характерных для властвующей элиты мотивов – обогащение за счет присвоения чужого имущества, вывоз накопленных сбережений за рубеж, перемещение туда же своих семей, подчинение обслуживанию своих интересов органов государственной власти – подрывает возможности социально-экономического развития и разрушает общество. Невостребованность продуктивной элиты приводит к тому, что лучшие умы: известные ученые, инженеры, работники культуры, высококвалифицированные специалисты – уезжают за рубеж. Покидают страну и наиболее одаренные выпускники вузов. Место социального партнерства и сотрудничества занимают конфликт, расслоение и вырождение общества.
Несоответствие правящей элиты стоящим перед страной задачам, ее оторванность от национально-культурной среды и компрадорский характер являются фундаментальной причиной чудовищного разорения страны, бедственного положения народа, разложения государства и вырождения нации. Без кардинального оздоровления правящей элиты, ее наполнения представителями продуктивной элиты выйти из кризиса на траекторию успешного социально-экономического развития невозможно.
Решение этой задачи требует целенаправленных усилий со стороны, как политического руководства страны, так и самой продуктивной элиты. Для этого важно формирование соответствующих условий и механизмов, включающих повышение ответственности институтов и носителей власти перед обществом, становление институтов социального партнерства, создание механизмов общественного контроля за властными структурами, внедрение соответствующих процедур подбора и расстановки кадров, рационализацию общественного сознания и восстановление национальной идеологии [3, 12 с.].
Р. Михельс является одним из основателей политической социологии. Его перу принадлежит работа под названием “Социология политических, партий в условиях демократии”. Роберт Михельс открыл закон, управляющий всеми социальными организациями, и назвал его “железным законом олигархии”. Согласно этому закону, человеческая общественная жизнь невозможна без наличия крупных организаций, руководство которыми не может осуществляться всеми их членами. В государственной организации, а также в партиях, профсоюзных и иных общественных организациях, церкви и пр. власть концентрируется в руках тех, кто способен к управлению, в высших структурах, которые выходят из-под контроля рядовых членов. Даже в партиях рядовые массы, неспособные к управлению, выдвигают вождей, которые со временем отрываются от рядовых членов и превращаются в партийную элиту. “Историческая эволюция смеется над всеми профилактическими мерами, которые применяются для предотвращения олигархии. Если принимаются законы для контроля над господством вождей, то от этого слабеют законы, а не вожди”[4; c.112].
«Исламский фактор» как угроза стабильности и
безопасности СНГ
На наш взгляд, так называемый «исламский фактор» является наиболее реальной угрозой безопасности СНГ как геополитическому пространству. Но при этом необходимо совершенно четко представлять истоки этой проблемы, питающие магистрали, движущие силы и причины, актуализирующие политическую роль ислама в регионе. Это очень сложная тема. Анализ ...
Эффективность бюрократии в оценках россиян
Отношение населения к общественному либо государственному институту во многом определяется тем, насколько эффективна в глазах общества его деятельность, справляется ли он, по мнению граждан, с возложенными на него задачами и функциями, или нет. В России бюрократия всегда «славилась» нерасторопностью и формальным подходом к любому делу, а ...
Принцип разделения властей в Российской Федерации
В Российской Федерации принцип разделения властей впервые появился в Декларации о государственном суверенитете РСФСР [4]. В 1991 г. в России сложилась система органов власти, которую в центре возглавили Президент и Верховный Совет, а в субъектах Федерации - Советы и главы администраций. Последние имели двойное подчинение: Президенту и со ...

