Руководящее меньшинство принимает основные партийные решения, обладает обширной информацией, как правило, недоступной рядовым членам, нередко манипулирует сознанием и поведением партийных масс. Руководящая группа неоднородна. В ней могут быть представлены внутрипартийные течения, оспаривающие право контроля над всей организацией. Борьба различных группировок в партии тщательно скрывается от посторонних и рядовых членов. Правда эти разногласия трудно скрыть от общественности и средств массовой информации в демократическом обществе.
Различные течения в партиях возглавляются лидерами, пользующимися авторитетом у функционеров и рядовых членов. Они стремятся к единоличному руководству, чтобы направить партию по определенному ими программному пути. Конфликты между соперничающими лидерами иногда приводят к расколу партии или же соглашению между ними и восстановлению единства организации. Чем больше авторитет и влияние лидеров партии, тем больше расстояние отделяет руководящее ядро от рядовых партийцев.
Источники и способы финансирования партий Основным источником финансирования для массовых политических партий являются членские и вступительные взносы. Но для деятельности большинства политических партий недостаточно средств, поступающих посредством членских взносов. Поэтому им разрешена коммерческо-предпринимательская деятельность. Определенную экономическую поддержку оказывают партиям государство, в особенности в период избирательных компаний, прежде всего тем, которые прошли избирательный порог (Франция, ФРГ).
Рассмотрим подробнее вопрос о меценатах, т.е. людях и организациях, поддерживающих деятельность партий финансовыми пожертвованиями, финансирующих избирательные компании. Спонсорами могут выступать владельцы крупных состояний, крупные фирмы или компании, отечественные или зарубежные предпринимательские, профсоюзные, политические, религиозные и культурные организации. Иногда поддержка спонсоров незаменима. В таких случаях возможно управление партией извне. Большинство законодательств демократических государств ограничивает возможность финансовой поддержки политических партий из-за рубежа.
Некоторые партии располагают значительной собственностью. Так, в собственности КПСС находились издательские комплексы, пансионаты и дома отдыха, предприятия, спецгостиницы и транспортные средства, включая авиацию. На счетах партии в стране и зарубежных банках были накоплены значительные суммы. Для оплаты расходов партийных функционеров за рубежом использовалась валюта из государственного бюджета. И на сегодняшний день много загадок в финансовой деятельности КПСС.
В законопроекте о политических партиях РФ поступление денежных средств партий предполагается из следующих источников: вступительные и членские взносы, добровольные пожертвования, поступления от лекций и выставок, доходы от издательской, просветительско-пропагандистской деятельности, иные поступления, не запрещенные законом. Это соответствует аналогичным законодательным актам, принятым в Дании и Швеции в 1966 г., во Франции – в 1968 и 1990 гг.
Законопроект запрещает партиям принимать пожертвования благотворительных и религиозных организаций, государственных организаций и предприятий, иностранных граждан, организаций и предприятий, анонимных пожертвователей. Аналогичные положения приняты в Испании, Италии, Португалии, Франции и других государствах. Предприятия и организации партий, осуществляющие хозяйственную деятельность, облагаются налогами в соответствии с налоговым законодательством на общих основаниях. Руководящие органы партий должны публиковать отчеты об источниках и расходовании средств, поступающих в партийные кассы, об имуществе партий. Предлагается ограничивать суммы пожертвований отдельных граждан.
В мировой практике принято положение о необходимости декларирования доходов и имущества кандидатами в парламентарии, министры и президенты. Причем они должны предоставлять декларацию о доходах как при вступлении в должность, так и при выходе в отставку.
Механизм политического
лидерства и его связь с политической культурой.
Исторически возникшее политическое лидерство связано не только с формированием интересов, но и с появлением личности, как одного из потенциальных субъектов политического действия. Так, “архаичным” обществам политическое лидерство не свойственно не только в силу отсутствия дифференцированных властных интересов, но и в силу невыделенности ...
Внешнеполитическая концепция. Место Беларуси на международной арене
Внешняя политика Республики Беларусь служит обеспечению благоприятных внешних условий для внутреннего развития страны как основы поступательного роста благосостояния белорусского народа. Она основывается на следующих принципах: · Соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права; · Соразмерность внешнеполитических целей пол ...
Дать определение следующим понятиям
Ресурсы политической власти - это потенциальные возможности, средства власти, которые она использует в процессе осуществления своих полномочий, функций. Существует несколько классификаций ресурсов. Так, согласно А.Этциони, они делятся на утилитарные, принудительные и нормативные. Широко распространена классификация ресурсов в соответстви ...

