Энергетическая безопасность является важнейшей составляющей национальной безопасности России. Обеспечение национальной безопасности – одна из основных задач энергетической политики. Энергетическая безопасность – это состояние защищённости страны, её граждан, общества, государства, экономики от угроз надёжному топливо – и энергообеспечению. Эти угрозы определяются как внешними (геополитическими, макроэкономическими, конъюнктурными) факторами, так и собственно состоянием и функционированием энергетического сектора страны.
Топливно-энергетический комплекс России – один из наиболее устойчиво работающих производственных комплексов российской экономики, влияющий на состояние и перспективы ее развития определяющим образом. На его долю приходится не менее 1/4 объема промышленного производства России, 1/3 доходов консолидированного и около половины доходов федерального бюджета, экспорта и валютных поступлений.
Наша страна – это уникальное место концентрации топливно-энергетических ресурсов. Россия занимает 1 место в мире по запасам газа (26,3% мировых запасов), 1 место по объемам ежегодной добычи (22,9% мировой добычи) и обеспечивает 20,2% мировой торговли природным газом. Кроме того, благодаря наличию уникальной газотранспортной системы Россия играет важную роль в обеспечении транзита центральноазиатского газа в Европу и страны СНГ. Вместе с тем, в странах-потребителях российского природного газа растет недовольство зависимостью от российских поставок, что приводит к политизации многих вопросов развития газовой отрасли и международного сотрудничества в этой сфере. Россия занимает 7 место в мире по запасам нефти (6,6% мировых запасов), 2 место по объемам ежегодной добычи (12,0% мировой добычи) и обеспечивает 10,6% мировой торговли нефтью. По запасам углей – 2 место в мире (17,3% мировых запасов), 6 место по объемам ежегодной добычи (4,7% мировой добычи) и обеспечивает 15,2% мировой торговли углем. Россия занимает 4 место в мире по объемам выработки электроэнергии.
Сегодня весь мир и наша страна столкнулись с новыми серьезными вызовами в связи с политизацией проблем, связанных с энергоресурсами. Так, в начале 2007 года в Сенат США был внесен законопроект «Акт об энергетической дипломатии и безопасности», в котором отмечалось, что страны – экспортеры нефти резко увеличили свои доходы за счет возросших глобальных цен, что усилило возможности ряда этих государств действовать в манере, угрожающей глобальной безопасности. Выступая в Сенате уже в 2008 году, госсекретарь США объявила о планах назначить специального представителя по энергетическим вопросам для изучения возможности использования нефти и газа в политических целях, подчеркнув, что это важная часть дипломатии и в некоторых регионах мира энергетическая политика во многом определяет дипломатию.
Нельзя не упомянуть и о шагах Соединенных Штатов Америки, направленных на диверсификацию маршрутов транспортировки нефти и газа из Средней Азии в обход России, – достаточно вспомнить относительно недавний визит Кондолизы Райс в Казахстан. Это также попытки помешать участию наших партнеров, в частности Греции, в таких стратегически важных проектах с участием России, как «Южный поток» и Бургас–Александруполис.
Обеспечение энергобезопасности, как выяснилось благодаря анализу информации, становится задачей первостепенной важности для страны, особенно в условиях глобального экономического кризиса, который в первую очередь отразился на мировых ценах на нефть.
Согласно Энергетической стратегии на период до 2020 года для обеспечения энергетической безопасности, Россия должна решить 2 проблемы: осуществить модернизацию технологической базы ТЭК и измененить структуры потребления и размещения производства ресурсов, т.е. предусмотрено увеличение потребления атомной и гидроэнергии, угольной продукции и использования возобновляемых источников.
Энергетический фактор непосредственно влияет на наши отношения с более чем с 80 странами. В 2006 году Российская Федерация официально председательствовала в «Группе восьми». Основной темой по нашей инициативе была глобальная энергетическая безопасность. По итогам российского председательства в «Восьмерке» была одобрена совместная политическая декларация по энергобезопасности. Впервые в мировой практике удалось выработать комплексный концептуальный документ, ориентированный на глобальную энергетическую безопасность, который учитывает интересы как стран-потребителей, так и производителей энергоресурсов, а также дает четкое определение понятию глобальной энергобезопасности, т.е. это обеспечение эффективного, надежного и экологически безопасного энергоснабжения по ценам, отражающим фундаментальные принципы рыночной экономики.
Советский период и наше время
Советский период породил особую разновидность лидерства – вождизм. Харизматический вождь, к числу которых можно отнести В. И. Ленина и И. В. Сталина, является наиболее точным синонимом термина «лидер». Такая разновидность лидерства широко распространилась с возникновением и развитием в России революционного движения. Самым существенным э ...
Взаимоотношения политики с другими сферами общественной
жизни Понимание природы политики неизбежно предполагает и осознание се связей с другими сферами общественной жизни. Испытывая влияние экономики, морали, права, равным образом и сама, оказывая воздействие на эти и другие области человеческой жизнедеятельности, политика обретает определенные черты и свойства, которые более полно раскрывают ...
Специфика формирования гражданского общества в
современной России
Начавшиеся с 1985 г. преобразования имели целью формирование предпосылок гражданского общества. Перераспределение собственности через приватизацию создало возможность для возникновения среднего класса. Вместе с тем собственность хотя и перестала быть государственной, однако осталась в основном в руках новой бюрократии уже как частная. Но ...