Он принципиально и последовательно выступал против любой тирании и диктатуры, будь она монархическо-бюрократического или революционного происхождения. Они обе основаны на унитарно-демократических структурах власти и несовместимые с правами человека и свободой народа. Драгоманов решительно осуждал идее украинского национализма, государственного сепаратизма. Он считал, что политическая и национальная автономия возможная и без национально-государственного обособления от России.
Вторая попытка переноса либеральных идей на украинский грунт имела преимущественно космополитическую окраску и проникла в деятельность представителей русского либерального течения в Украине конца ХІХ – н. ХХ ст. В настоящее время распространению либеральных идей в нашей стране оказывали содействие кроме М. Драгоманова, Б. Кистякивский (1863–1920 гг.), М. Туган-Барановский (1871–1919 гг.), М. Ковалевский (1871–1916 гг.) и др.
Среди главных идей украинского либерализма можно назвать такие:
* существование демократического государства возможно лишь при условии политической свободы;
* главной ценностью в обществе есть человек независимо от статуса;
* в системе политико-экономических категорий центральной есть частная собственность;
* признание верховенства права в общественной жизни;
* приоритет общечеловеческих ценностей над социально-классовыми или национальными;
* децентрализация государства и местное самоуправление; популяризация этических основ политической деятельности.
Политическим идеалом революционеров-демократов было демократическое украинское государство, но этот идеал, по их мнению, невозможен без победы социализма в других странах, прежде всего, в России. Поэтому национальное и социальное освобождение украинского народа они связывали с революцией которая приведет к обществу без эксплуатации и общественного неравенства всех народов России.
Основные идеи украинской политической мысли развились в творчестве выдающегося ученого, энциклопедиста, историка М.С. Грушевского (1866–1934 гг.). Его политические идеи базируются на двух принципиальных моментах: представительной системе правления и широкой децентрализации государства на грунте национальной и региональной автономии.
Политические взгляды Грушевского были продолжением демократических традиций политической мысли Украины ХІХ ст. Он считал, что создание государства должно быть делом самого народа. Государство должно защищать интересы масс, обеспечивать им свободу, равноправие, справедливость. Государственное устройство должно быть принципиально новым, без абсолютизма и централизма власти. Будущее украинского народа и его государства Грушевский видит как его национальное освобождение, создание собственного демократического автономного государственного самоуправления и объединение с такой же демократической Россией, которая должна стать такой вследствие социальных преобразований.
Оригинальностью отмечаются и научные разработки, которые наравне с М. Грушевским осуществляли в 1918–1939 годах Р. Лащенко (1878–1929 гг.) и С. Шелухин (1864–1939 гг.). В своих работах они обосновали возможность и целесообразность федеративного или конфедеративного объединения с теми странами, с которыми Украина всегда поддерживала исторические связи, в частности, с Россией (Лащенко) и Чехией, Словенией, Сербией, Хорватией (С. Шелухин).
Стержневыми основами в мировоззренческой платформе ученых-народников были: народоправство; эгалитаризм и идея бесклассовой украинской нации; понимание народа как территориальной, а не этнической единицы; приоритет прав народа перед правами государства.
В 30–50-х гг. социалистические идеи немарксистского характера в эмиграции старались развивать В. Винниченко (1880–1951 гг.) и И. Багряный (1906–1963 гг.). В. Винниченко в своей главной работе «Конкордизм» попробовал обосновать новый общественный порядок, который должен объединять лучшие достижения коммунистической и капиталистической систем. Это был первый украинский вариант доктрины конвергенции двух противоположных систем, которая была выдвинута на Западе только в 50–60-х г. И. Багряный считал, что надо отказаться от тоталитаризма во всех его видах и переориентировать свою деятельность на усвоение и распространение демократических идей.
Статусы, мобильность и политика
Положение человека или группы в той или иной иерархии тесно связано с таким понятием, как статус. Статусы бывают приписываемыми (то есть полученными не по своей воле, а в силу рождения – пол, возраст, национальность), и достигаемыми – т.е. приобретаемыми целенаправленными усилиями индивида. Однако человек одновременно принадлежит к разны ...
Реализация федеральных целевых программ в Удмуртской Республике
В 2007 году завершилась реализация федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Удмуртия до 2007 года". Общий объем финансирования, определенный для реализации Программы, составил 114812,11 млн. рублей, из них средства федерального бюджета – 28568,06 млн. рублей (19,84%), средства бюджета Республик ...
Правящая элита
Термин «элита» ведет свое происхождение от латинского eligere – выбирать. Непосредственно же этот термин получил широкое хождение, будучи взятым из французского elite – «лучший», «отборный», «избранный». Элита – специфические властно-политические группы, которые в условиях классово-антагонистического общества представляют исполнительную ...