Характерной чертой мнений является их кратковременный, нестойкий характер. Они часто изменяются, иногда радикальным образом. Сохранение или коренное изменение общественного мнения зависит от объема, характера и интенсивности информации по интересующей всех теме.
В отличие от общественного мнения, убеждения имеют длительный и относительно стойкий характер, ибо они складываются под влиянием воспитания и жизненного опыта граждан. К убеждениям обычно относят отношение к политическим партиям, общественно-политическим течениям. На приверженность человека к коммунизму, национализму или либеральной демократии большое влияние оказывают и характер его воспитания, и жизненная судьба, и специфика образования, и религиозно-этические взгляды, и ценностные ориентации.
Духовные ценности человека (или ценностные ориентации) имеют наибольшее постоянство и силу. К ним причисляют ценностные ориентации в области морали, религиозно-духовные ценности, ориентиры в области духовной культуры, чувство патриотизма. Как правило, такие ценности человек сохраняет всю жизнь.
К политической культуре часто относят такие сферы сознания и бытового поведения, которые на первый взгляд могут казаться совершенно далекими от политики - например, стиль воспитания, религиозные взгляды, жизненные установки относительно той или другой профессии или провождения свободного времени. В действительности, они часто имеют скрытый или, напротив, ярко выраженный политический аспект, особенно в государствах, где царствует репрессивно-тоталитарный политический режим. В фундаменталистском Иране, например, ношение одежды европейского покроя требует немалого политического мужества, ибо может стоить свободы или даже самой жизни. И если вспомнить не столь далекую историю собственной Родины, то родители наших студентов могут рассказать молодым людям, как добровольные слуги режима ("комсомольские патрули") в 50-х годах охотились на "диссидентов" на улицах городов, если их одежда или длина волос не отвечали нормативам "советского образа жизни".
При изучении политической культуры стран с репрессивно-тоталитарным режимом совершенно справедливо основное внимание исследователи обращают на те аспекты "аполитичного" поведения отдельных личностей и целых социальных групп, которые своим неуважением к официальным политическим акциям ("мероприятиям"), безразличием к единственной правящей партии выбирают для себя пассивную форму протеста против существующей политической системы.
Особенно следует отметить, что любая политическая система живет в окружении политической культуры. Понятно, что сама по себе политическая культура - продукт длительного исторического развития общества - носит на себе отражение разных драматических событий, которые отложились в памяти народа. Политическая культура общества может выступать как важный фактор поддержки существующей политической системы, а может и наоборот, действовать в виде разрушительной силы. Классическим примером негативного воздействия политической культуры на неокрепший режим парламентской демократии является ситуация, которая сложилась в Германии после Первой мировой войны во время так называемой Веймарской республики (1919-1933). Унаследованная от кайзеровской Германии политическая культура, отягощенная грузом авторитарно-империалистической ментальности, шовинистическими, антидемократическими предрассудками, очень медленно эволюционировала в направлении идеалов парламентаризма и представительной демократии. В условиях гиперинфляции и длительного экономического спада, массовой безработицы население чувствовало ностальгию по "старым добрым" временам. Политическая культура оказалась тогда бессильной против пагубного вируса гитлеровского фашизма. И, напротив, после тотального поражения во Второй мировой войне, после успешно проведенного процесса "денацификации" в условиях бурного хозяйственного роста ("экономическое чудо" О.Л. Эрхардта) население ФРГ постепенно усвоило основы демократической политической культуры.
Фашистские партии
Фашистские партии имеют много схожего с коммунистическими: - вертикальные связи; - централизация власти; - жёсткая структура. Однако фашистские партии отличаются от коммунистических по социальному составу, доктрине, философии. Возникая из полувоенных формирований, они культивировали жестокость и насилие. Первичной организацией фашистских ...
Особенности прогрессивных общественно-политических движений
В течение многих лет молодежь считалась и являлась наименее политически активной частью населения. Это касалось как собственного участия в политической жизни (членства в партиях, электоральной активности, которая возрастает от более молодых групп к более старшим, достигая максимума среди пенсионеров), так и просто интереса к политике: ср ...
Косовская проблема в контексте югославской трагедии
В многонациональных государствах одной из причин кризиса и крушения коммунистических режимов была их неспособность обеспечить фактическое национальное равноправие и возраставшие на этой почве национальные противоречия. Этот процесс продолжался и в 90-е годы, приведя к распаду Чехословакии и Югославии. Но если Чешская и Словацкая республи ...